Урок-ига Умники и Умницы по творчеству писателей XIX века


«Умники и умницы». Урок-игра по творчеству писателей XIX века. 5 класс.
Цель: актуализация знаний материала по творчеству писателей XIX века, изученных в 5 классе.
Планируемые результаты.
Личностные.
- Самоконтроль, умение работать в группах;
- проявления интереса к русской литературе.
Предметные.
- освоение обучающимися знаний о творчестве писателей XIX века;
- знание содержания произведений писателей XIX века, умение пересказывать.
Метапредметные.
- Развитие речи обучающихся;
- развитие творческого мышления обучающихся;
- формирование умения взаимодействовать в команде;
- умение строить собственное устное высказывание.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: урок-игра.
Класс: 5 класс.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
УМК.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Авт. –сост. В.Я Коровина и др. –М. : Просвещение, 2016.
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина / авт. –сост. И.В. Карасева. – Волгоград : Учитель, 2016.
Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. –М. : Просвещение, 2016.
Ход игры.
Слова учителя.
Здравствуйте дорогие друзья! Уважаемое жюри, финалисты, теоретики и гости нашего мероприятия. Сегодня мы с вами проведём игру «Умники и умницы», а точнее, финал игры, который поможет вам вспомнить писателей XIX века и их произведения, изученные в 5 классе (слайд 1).
Игра пойдет не совсем обычно. По результатам отборочного тура в финал у нас вышли небольшие команды.
Пожалуйста, послушайте правила игры.
Игра состоит из пролога, трех этапов и эпилога (слайд 2).
Пролог – это  два конкурса: конкурс русского языка и конкурс красноречия. По результатам которых, между участниками распределятся три команды: красная (участники, отвечая на вопросы, не имеют права на ошибку), желтая (участникам можно ошибаться один раз) и зеленая команда (участникам можно допустить ошибку два раза).
Этапы представлены ключевыми словами, в которых зашифрован вопрос.
Эпилог – это беседа по вопросам с теоретиками по творчеству и биографическим сведениям писателей. Возможность для ребят, которые не прошли в финал, показать свои знания.
Итак, мы начинаем.
Пролог.
Конкурс русского языка.
Заранее подготовленное выразительное чтение учеником стихотворения Василия Кобелева:
Если вам дают заданьеСтих для школы сочинить, Он про знаки препинаньяОчень даже может быть.Всех главней, конечно, точка.Без неё ведь никуда.Ей заканчивают строчку,Она в тексте есть всегда.Чуть пореже - запятая.И она порой нужна,Так как в знаках препинаньяОчень важная она.Запятая,  всем известно,Может миловать, казнить.Смысл речи её местоМожет сильно изменить.Знаки есть ещё другие:Восклицанье и вопрос.Предложения простые,А ответ порой не прост.Есть подвижные кавычки –Открывают их везде.Это дружные сестрички – Их всегда и всюду две.Вот и всё. Конец страданьям.Стих готов. Оценка пять.Можно знакам препинаньяБлагодарность объявлять.
Задание: Расставьте в предложениях недостающие знаки препинания (предложения на экране (слайд 3), а выполняют учащиеся на заранее подготовленных карточках).
Герасим глядел, глядел и как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул сам возле неё.
Степан принёс блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже и не понюхала молока, всё дрожала, озиралась вокруг.
Жюри оценивает.
Теоретики отвечают на вопросы:
Назовите произведения, о котором идёт речь. («Муму»).
Кто автор данного произведения? (И.С. Тургенев).
Итоги конкурса.
Конкурс красноречия (слайд 4).
Участникам игры заранее была предложена тема «Мой любимый писатель XIX века». Регламент для выступления – три минуты.
Подведение итогов конкурса. Распределение мест между финалистами, выбор команд по цвету. (1-е место – право выбрать первым команду).
Первый этап. На экране три ключевых слова: «Писатель», «Слова из словаря», «Псевдоним» (слайд 5).
Играющие выбирают  позицию, слушают её содержание.
Писатель (слайд 6).
Всегда интересовался устным народным творчеством России и Украины. Собирая материал для своих произведений, просил прислать ему фольклорные тексты: «Здесь так занимает всё малороссийское…. Еще несколько слов о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее…. Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно». Повести, вошедшие в состав «Вечеров…» были написаны в короткий промежуток времени.
Вопрос: О ком идёт речь? (о Н.В. Гоголе).
Слова из словаря (слайд 7).
Объясните слова из словаря Гоголя к сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Галушки, Гопак, Парубок, Хлопец. ( Галушки – клецки, гопак – танец, парубок, хлопец – парень.Псевдоним (слайд 8).
Изучая литературу XIX века, вы познакомились с произведением Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Назовите псевдоним писателя XX века Александра Михайловича Гликберга, автора одноимённого рассказа. (Саша Чёрный).
Второй этап. На экране три ключевых слова: «Ясная Поляна», «Портрет», «Творчество» (слайд 9).
Ясная поляна (слайд 10).
Родился в Ясной Поляне и большую часть своей жизни провёл там. Жил в Москве, учился в Казанском университете. Вернувшись в Ясную Поляну, поставил своей задачей улучшение быта своих крепостных крестьян…
Вопрос: Жизнь и творчество какого писателя связано с Ясной Поляной? (Л.Н. Толстого)
Портрет (слайд 11).
«…Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблучками, на шее монисто, всё из русских полтинников».
Вопрос: Кому из героев «Кавказского пленника» принадлежит эта портретная характеристика? (Дина, дочь татарина).
Название (слайд 12).
Как называется произведение, представленное на рисунке? («Муму»)
Третий этап. На экране три ключевых слова: «Фамилия», «Устойчивые выражения», «Творчество» (слайд 13).
Фамилия (слайд 14).
Назовите фамилию, которую вспоминают герои рассказа «Лошадиная фамилия». (Овсов).
Устойчивые выражения (слайд 15).
Замените синонимами устойчивые выражения, которые встречаются в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»:
«По гроб жизни» - (всегда)
«Раз плюнуть» - (просто)
«Дух перевести» - (отдохнуть)
Творчество (слайд 16).
Почему И.С. Тургенев назвал свой рассказ «Муму», а главным героем является Герасим? (Название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения).
Подведение итогов.
Эпилог. Беседа по вопросам с теоретиками (остальными участниками игры) по творчеству и биографическим сведениям писателей.
Рассказ Л.Н. Толстого назван «Кавказский пленник». Объясните, почему в названии один пленник, а героев два? (Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным,     говорит о том, что ему больше нравится первый герой).
Назовите первую книгу Н.В. Гоголя, сборник, состоящий из двух частей. («Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Почему в творчестве А.П. Чехова так много сюжетов на медицинскую тему? (Учился на медицинском факультете, работал врачом).
Подведение итогов. Награждение победителей.
Слово учителя.
Вот и подошла наша игра к своему завершению. Спасибо всем присутствующим на мероприятии за активное участие. Поздравляю победителей, желаю дальнейших творческих успехов.