Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»


Интеллектуальная игра по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова,
посвященная 200-летию поэта.
«Талант работает, гений творит»
Цели. 
Пробудить в детях интерес к литературе, к поэзии, к чтению;
расширять литературный кругозор обучающихся;
развивать навыки выразительного чтения и чтения лирических произведений наизусть, развитие внимания, мышления, речи, памяти;
учить детей соревноваться, сопереживать друг другу.
Оборудование.  Кроссворды, конверты с цифрами, конверты с заданиями, иллюстрации поэтов аудиозапись фрагментов, магнитофон, компьютер, мультимедийная презентация.
План проведения:
1 станция: «Факты биографии»
2 станция: «Ребус»
3 станция: «Строчки»
4 станция: «Родина»
5 станция: «Лотерея»
6 станция: «Чей портрет?»
7 станция: «Поэма»
8 станция: «Герои» 
9 станция: «Кто больше?»
10 станция: Подведение итогов.
Правила игры:
В игре может принимать пять-шесть команд по пять участников в каждой. Командам выдается маршрутный лист, согласно которому команда следует от пункта А до пункта В. В маршрутном листе ведущие на каждой станции делают пометки и ставят количество заработанных баллов. Таким образом, командам следует преодолеть нелегкий и долгий путь следования. Это 9 станций, требующих интеллектуальных и творческих способностей команды. В зависимости от того, как команда проявила себя в творческом и интеллектуальном плане , это скажется на результатах, который выражается в сумме заработанных баллов. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество по отношению к другим командам.
Желаем вам творческих успехов!
Ход игры:
1 станция: «Факты биографии»
Команда вытягивает карточку с заданием (из трех вопросов) и отвечает. Каждый верный ответ оценивает одним баллом. На обдумывание команде дается не более 2 минут.
Примерные задания:
Карточка:
1. В ночь на 15 октября (по старому стилю – 3 октября) 1984 года в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын.  Где же родился Михаил Лермонтов?
А) в Москве           б) в Санкт – Петербурге        в) в с. Тарханы Пензенской области
2. Музыкальный инструмент, на котором играл М.Ю. Лермонтов
А) скрипка б) гитара в) пианино
3. Фамилия бабушки поэта
А) Арсеньева б) Ганнибал в) Лутовинова2 станция: «Ребус»
Команде предстоит разгадать ребус.
Предлагается три ребуса. За верный ответ команда получает по одному баллу. Время на один ребус – 1 минута.
Примерное задание:
Е Р Т Е К (Терек)
А М К У Ш (Машук)
Т И П Я Р С Г О К (Пятигорск)
3 станция: «Строчки»
Команда вытягивает конверт со строчками известных стихотворений. Но вот беда - они рассыпались. Их нужно собрать. На задание отводится 2 минуты.
1 конверт:
Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Черноглазую девицу,Черногривого коня.
2 конверт:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
3 конверт:
Амур спросил меня однажды,
Хочу ль испить его вина -
Я не имел в то время жажды,
Но выпил кубок весь до дна.
4 станция: «Родина»
К слову Родина подобрать как можно больше ассоциаций. На задание отводится одна минута.
5 станция: «Лотерея»
Капитан команды вытягивает лотерейный билет с номерами вопросов.
На каждом лотерейном билете ориентировочно 5-7 цифр. Команда называет свои цифры и ведущий задает им вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Примерные вопросы:
Город на Кавказе, названный в честь поэта. (Лермонтов)
Фамилия французского офицера, с которым была первая дуэль писателя. (Барант)
Имение, в котором прошло его детство. (Тарханы)
Увлечение Лермонтова. (Рисование)
Часть российской империи, где большую часть жизни провел Лермонтов. (Кавказ)
Название стихотворения, которое Лермонтов написал в 16 лет. (Парус)
Какими языками владел М.Лермонтов? (французским, немецким, английским, читал по – латыни, начинал изучать азербайджанский и грузинский).
Как звали отца М.Лермонтова? (Юрий Петрович).
Как звали бабушку М. Лермонтова? (Елизавета Алексеевна)
Как звали маму М. Лермонтова? (Мария Михайловна).
И другие
6 станция: «Чей портрет?»
Команды по очереди называют поэтов лермонтовской поры. За каждый верный ответ - один балл.
Для этого задания командам предлагаются портреты:

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 (Державин, Карамзин, Радищев, Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Крылов, Грибоедов, Тютчев, Кюхельбекер, Плетнев, Вяземский, Козлов, Дмитриев, Рылеев, Одоевский, Хомяков, Кольцов, Боратынский, Языков, Батюшков, Ершов). 
7 станция: «Поэма»
Дать ответы на задания карточки (из двух вопросов):
Какая поэма Лермонтова начинается со слов: «Пускай слыву я старовером, Мне всё равно — я даже рад: Пишу Онегина размером; Пою, друзья, на новый лад»? («Тамбовская казначейша»)
Какую поэму Лермонтов написал на основе черкесской песни о юноше, вернувшемся из битвы, в которой погибли его родные и товарищи? («Беглец»)
В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе? (В «Демоне», «Мцыри», «Беглеце»)
Перед кем исповедуется Мцыри? (Перед монахом, который вырастил и воспитал его)
Какое женское имя использует Лермонтов и в поэме, и в драме? (Нина, в «Сказке для детей» и «Маскараде»)
Лермонтов называл себя изгнанником, сравнивая то с реальными людьми, то с природными реалиями, то с фантастическими силами. С кем и какими? (тучами, с Байроном)
8 станция: «Герои» 
Дать ответы на задания карточки (из двух вопросов):
С чем сравнивает себя герой «Узника»: «На коня потом вскочу, В степь, как ... , улечу»? (ветер)
О ком: «одиноко Он стоит, задумался глубоко ... »? А кто «стоит одиноко на голой вершине ... »? (Утес и сосна)
«Валерик» — это имя или название? Что оно значит? (С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти», это название произведения поэта)
Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»? (Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ)
На кого ссылается поэт: «И право, ... нам не врёт, Сказав, что день беды пройдёт, А что пройдёт, то будет мило»? (На Пушкина и его стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»)
Кого из лермонтовских героев прозвали Мефистофелем, а «одна нога у него была короче другой, как у ... »? У кого? (Вернера - «Княжна Мери», «как у Байрона»)
9 станция: «Кто больше?»
За одну минуту командам написать названия произведений гениального поэта. За каждый верный ответ – 1 балл.
10 станция: Подведение итогов.
Подведение итогов. Награждение команды-победительницы.
Маршрутный лист команды __________________
Станция Содержание Баллы
1. «Факты биографии»
2. «Ребус» 3.«Строчки»
4. «Родина»
5. «Лотерея»
6. «Чей портрет?» 7. «Поэма»
8. «Герои»
9. «Кто больше?»
10. Сбор в актовом зале Подведение итогов. Награждение Итого: