Мир уцелел, потому что смеялся (Урок по творчеству М. Зощенко для учащихся 6 класса)


Урок по творчеству М. Зощенко в 6 классе. Шишкина Светлана Николаевна
Тема: Мир уцелел, потому что смеялся.
Цели урока:
Образовательные: привлечь внимание учащимся к юмористическим и сатирическим произведениям, научить понимать и правильно оценивать категорию плохого и хорошего в жизни, изображение прекрасного и безобразного в литературе; дать представление о личности писателя, особенностях его творчества;
Развивающие: способствовать развитию речи детей, умению построить связное высказывание, аргументировать своё мнение.
Воспитательные: быть воспитанными, культурными, вежливыми людьми.
Подготовительная работа: за неделю до урока класс делится на 3 группы:
«Литературоведы» готовят информацию о жизни и творчестве писателя, особенностях его произведений, языке рассказов.
«Театралы» рисуют афишу к спектаклю, инсценируют фрагменты произведений М.Зощенко, выразительно читают отрывки из произведений.
«Искусствоведы» зачитывают воспоминания современников о писателе, готовят информацию о юморе и сатире в литературе.
Оформление: эпиграф, проектор, компьютер, портрет писателя, выставка книг, тексты рассказа «Стакан» на каждой парте, смайлики.Ход урока: Орг. Момент. Добрый день, ребята!
Выберите смайлик, с каким настроение вы пришли на урок, покажите друг другу, гостям.
- Настроение….
1) Проблемная ситуация
Учитель:
-Я рада приветствовать небесных гостей
Я счастлива, видеть синие лица учеников,
У меня трусливое настроение, а потому не замедлю объявить,
Что тема нашего урока: « МИР УЦЕЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО СМЕЯЛСЯ»
- Почему вы заулыбались? Что вызвало смех?
- Как называется в литературе такой прием?
- Итак, какова цель нашего урока?
Примерные ответы детей ( постараться рассмеяться и узнать причину смеха, почему нам смешно; не бояться смеяться над смешным).
- Молодцы! Цель нашего урока: Постараться рассмеяться! И узнать, почему нам так смешно!
- Со смешным мы уже встречались на уроках литературы. Назовите авторов и произведения.
- Почему же слово может вызвать смех? И в чем сила смеха?
Учитель читает эпиграф к уроку:
О, смех великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того,
от чего бы не удержала его никакая сила.
Н.В Гоголь.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Примерные ответы (человек боится быть осмеянным)
-Поэтому человек старается не совершать, того что может вызвать насмешку окружающих. Смех удерживает от плохого, а значит, делает человека лучше.
- Скажите, что такое юмор? Сатира?
- Давайте поищем причины, почему возникает смех.
- Что я вижу? Вижу стол
Странно: он и пуст и гол
Не оборудован урок
Это главный мне упрек!!! ( Вытаскивает старинный чемодан с современными наклейками конфет)
- Почему смеетесь?
1) неожиданность!
2) несоответствие!
3) преувеличение!
- Как называется прием ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ? (гипербола)
-Вот вам первая задачка:
Что внутри там – горько? Сладко?
Или вовсе несъедобно?
Кто ответит мне подробно?? (ответы детей)
-Открываем чемодан:
ГАЛОША! КОЧЕРГА! СТАКАН!
На что это похоже?
Кочерга? Стакан? Галоша?
И зачем же на урок их учитель приволок? Ответы детей (это герои рассказов Зощенко!)
- Молодцы! Верно! Сегодня мы будем говорить о творчестве М.Зощенко.
2) - Самостоятельная работа учащихся. Слово предоставим нашим «литературоведам»: (Рассказ о писателе с показом презентации. Выступают 2 ученика).- Выступить желают « театралы»: инсценировка отрывка «Галоша и мороженое»(2 ученика)
- Что вызвало смех? (машут флагом, платком)
- Сатира или юмор? (юмор, добрый смех, легкий)
_ Учитель показывает стакан. Представьте, что во время чаепития, ваш гость случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит гость? Примерные ответы (сделаю вид, что ничего не произошло, уберу осколки, подам новый, стекло бьется к счастью; извинюсь и т.д.)
- Молодцы! Вы добрые, воспитанные, гостеприимные!!!
- Но совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко. Слушаем Рассказ «Стакан» внимательно, анализируем ситуацию и следим за речью героев!
Учитель читает рассказ наизусть!
3) Аналитическая беседа по рассказу .Работа с текстом.
- Смешно? Что высмеивает автор? Какие качества характера? ( учащиеся зачитывают примеры из текста)- Ребята, а в жизни такое могло произойти? (нет) Т.Е писатель использовал преувеличение, чтобы высмеять человеческие пороки. Чем больше мы смеемся над грубостью героев, тем меньше хотим на них походить. Согласны?
- Рассказ юмористический или сатирический? (сатира, т.к. высмеивает отношения между людьми.)
- Что скажите о речи героев? Учащиеся приводят примеры из текста (грубые слова, герои бескультурные, безобразные, глупые)
- Что еще вызывает смех? Какая несуразица? (поминки и пикник) Антитеза?
4) Обобщение
- Вернемся к теме урока: Почему смех помог миру уцелеть? Ответы (смех исправляет характеры.Делает людей добрее, культурнее.
- А в наше время рассказы Зощенко актуальны? (да, т.к. затрагивает вопросы воспитания, такта, доброго отношения) Без работы бы писатель не остался!
- Какие рассказы писателя вы еще читали?
5) Итоги урока. Оценки. Д/з: написать юмористический рассказ.-- Спасибо за урок! Выберите смайлик, с каким настроение уходите с урока.