Научно-исследовательская работа учащихся по краеведению Дача Стамболи – культурное наследие Крымского полуострова


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Публицистика в защиту природы
Дача Стамболи – культурное наследие
Крымского полуострова
Работу выполнили:
Савченко Екатерина,
Ибраимова Эльвина Ученицы 9 класса
МБОУ « Гимназия №5
г. Феодосии»

Научный руководитель:
Квитко Оксана Федоровна
Учитель биологии и химии

г.Феодосия – 2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Дача Стамболи – достопримечательность Крыма……………………….5
2. Династия Стамболи………………………………………………………..6
3. Культурные и религиозные традиции караимов.…………….……….....7
3.1. Караимская архитектура………………………………………………...8
4. Архитектурные особенности дачи………………………………. ………9
5. Английский сад дачи Стамболи…………………………………………12
6.Судьба дачи ……………………………………………………………….14
5. Современное состояние ………………………………………………… 16
6. Выводы……………………………………………………………………17
Список литературы………….……………………………….………………18
ВведениеТаврика – большой и весьма замечательный остров,
имеющий много народов.
Стефан ВизантийскийКрымский полуостров – уникальный уголок земли, ведь именно здесь тесно сплелись культура, традиции многих народов. Крым богат на природные и исторические памятники.
Дача Стамболи — объект культурного наследия Крыма, давно стала одной из визитных карточек Феодосии. Одно из немногих самых красивых зданий города, сохранившихся после Великой Отечественной войны. Дача Стамболи часто изображается в различных путеводителях, видовых открытках, рекламных буклетах с информацией о Феодосии, как её символ.
На сегодняшний день на территории дачи располагается музей дома Стамболи и реставрационно-выставочный центр подводной археологии.
Владелец дачи Иосиф Вениаминович Стамболи, - феодосийский фабрикант, табачный магнат, был караимом, поэтому в архитектуре здания и внутреннем оформлении дачи наблюдается смешение различных стилей, прослеживаются элементы национального колорита.
Цель данной работы: выяснить архитектурные особенности дачи Стамболи.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить краеведческий материал по данной теме
Изучить традиции, культуру и особенности быта караимов
Выяснить особенности архитектуры дачи СтамболиПри выполнении данной работы мы использовали следующие методы:
общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
специальные методы: метод исторического сравнения, элементы исторического анализа.
Дача Стамболи – достопримечательность Крыма
Среди многочисленных достопримечательностей Феодосии особое место занимает объект культурного наследия Крымского полуострова – «Дача Стамболи». До сих пор этот особняк является красивейшим в Крыму, не смотря на то, что был построен в начале ХХ века. Стоит дом на возвышенности, буквально в 100 м. от моря, рядом проложена железная дорога. Это грандиозное здание принадлежало Иосифу Стамболи. Он решил построить и преподнести особняк к десятилетию со дня свадьбы своей жене.И вот в 1910 году началось строительство, продлившееся 4 года. Историки так и не пришли к единому мнению, кто был автором проекта Дачи Стамболи, поскольку не сохранилось документов, рассказывающих об этом. Сложность и вычурность отделки фасада и интерьеров обошлись заказчику в невероятную для начала ХХ века сумму в 1 миллион 100 тысяч царских рублей. Весь материал привозился из-за границы: мрамор разных оттенков, редкие породы деревьев. [ 8 ]

Фото 1. Дача Стамболи.
Династия Стамболи Основатель династии, Осип Стамболи – караим по происхождению, предки которого эмигрировали в Турцию после присоединения Крыма к России. Караимы – коренное население Крыма, до сегодняшнего времени трепетно сохраняющее свою культурную и религиозную идентичность. соблюдают традиции. По зову крови Осип Стамболи возвратился в Крым, а именно в Феодосию, в начале XIX века. Осип получил прозвище, ставшее его фамилией — Стамболи, то есть по - караимски «приехавший из Стамбула».
У Осипа было 5 детей: 2 дочери и 3 сына. Один из сыновей - Вениамин Осипович (Иосифович) Стамболи в 1861 году, после смерти отца, получил землю для строительства табачной фабрики. Чтобы привлечь больше покупателей, Вениамин Стамболи заказывал коробки для папирос и табака в самых престижных типографиях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы. После смерти Вениамина Осиповича в 1897 году фабрика перешла к его младшему сыну, Иосифу.

Фото 2.Иосиф Стамболи.
Иосиф Стамболи развил табачное дело своего отца до уровня бренда мирового уровня. В Российской империи, где все табачные фабрики имели порядковые номера, феодоссийская получила номер 1. Фабрика производила высококачественный табак и папиросы престижных марок. Табачные плантации находились в Крыму, на Северном Кавказе, в Болгарии, Турции. Известны случаи, когда табак завозился из Китая и Японии. Продукция фабрики экспортировалась в страны Европы и Азии и завоевала заслуженную популярность. Сохранились рекламные объявления той поры, призывающие «господ курящих изведать южного табаку, душистые свойства которого известны на весь мир». Два раза фабрика получала золотые медали на престижных выставках в Париже. Семья Стамболи заработала на продаже папирос огромное состояние. Активы предприятия в части только табачных плантаций составляли в 1916 году 26 млн. рублей. С уверенностью можно сказать, что Стамболи был одним из богатейших людей Российской империи.
В 1909 г. Иосиф Стамболи едет в Одессу и там влюбляется и решает жениться. Для этого он возвращается в Феодосию и начинает в этом же году строительство дома для своей будущей семьи. Это был особняк для жизни семьи, для приема гостей, заключения контрактов. Свадьба состоялась в 1911 году. Строительство Стамболи развернул с присущей ему широтой и размахом. В архитектуре сооружения чётко прослеживаются черты, присущие домам именно представителей караимского народа. [13]
3. Культурные и религиозные традиции караимов.
 Караимы являются потомками хазар, половцев и других тюркских народов. Караимы имеют свою особую, основанную на древнетюркских верованиях, религию, имеющую только косвенное отношение к иудаизму. В 16 – 18 веках наиболее значимой и влиятельной караимской общиной в Крыму являлась община Чуфут-Кале. Караимы были известны как искусные ремесленники (кожевники, ювелиры, седельщики и т. п.) и торговцы. В конце 18 – начале 19 веках караимская община Крыма переживает экономический подъем, в результате которого караимы становятся одной из богатейших и влиятельнейших в экономическом отношении этнических групп Российской Империи.
После присоединения Крыма к России (1783 год) караимы пытаются приспособиться к жизни в новых условиях, следствием чего становится их постепенное отдаление от остальной еврейской общины.Однако многим караимам приходится и эмигрировать в Турцию, где уже была большая община караимов по вероисповеданию.
Прожив некоторое время там, остро стал вопрос продолжения рода. Так как караимам религия предписывает вступать в брак только с единоверующими, а крымские караимы большое значение уделяли еще и этническому происхождению, и социальному статусу. Остро встал вопрос выбора супругов для подросшего поколения крымских караимов в Турции. К тому времени положение крымских караимов в Российской империи стабилизировалось, караимы получили значительные преимущества и перспективы для развития бизнеса. Это и послужило причиной возвращения караимов в Крым, в основном, за невестами.[1]
3.1. Караимская архитектура.
В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом [3].
Дома караимов строились в полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши - черепичные. [9] Дома караимов строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота. [6] Двор делился на две половины: черную - для хозяйственных нужд (содержания скота, птицы) и белую, мощенную, - для семейных нужд. Вся жизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимым атрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасов в зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семья проводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлось тутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейны и даже специальные помещения для бани. Необходимым атрибутом комнаты являлись деревянные диваны без спинок с нижними для белья.[12]
4. Архитектурный особенности дачи
Шикарный особняк Дачи Стамболи - двухэтажное сооружение с четырехъярусной башней, увенчанное тремя куполами и миниатюрными башенками - минаретами. Чередование разных по величине куполов и башен создает неповторимый силуэт. Во внутренней и внешней отделке гармонично сочетаются мрамор и песчаник, чеканка соседствует с лепниной и резьбой по дереву и камню. Башни различных форм и объемов, декоративные купола, огромные подвалы, крытые галереи, декоративный минарет, террасы и выносные площадки, витражные окна создают образ восточного дворца, который дополняют зимний сад с тропическими растениями и мраморной вазой, выполненной в греческом стиле. Дом имеет 16 просторных комнат. Два входа украшают резные порталы с растительным орнаментом (Фото 3). [1]
Сами ворота усадьбы сообщают некую информацию о владельце. Например, то, что владелец прибыл из Стамбула (полумесяцы) (Фото 4), шестиконечная звезда является одним из элементов иудейской архитектуры (Фото 5), можно так же увидеть табачные листья, свидетельствующие о том, что хозяин связан с табачным делом. Дача построена на месте виноградников, поэтому можно увидеть изображения виноградных листьев.
Так же в экстерьере здания ярко выражен популярный в конце XIX – начале XX вв. модерн, который выдаёт асимметрия здания. Для модерна характерно различное восприятие здания с разных сторон. В одну композицию могут входить и мавританский стиль, и готика, и др. В своем объединении они дают абсолютную архитектурную гармонию. Модерн в интерьере встречается всюду: ручная ковка, лепнина на потолках, люстры, плитка с цветочным орнаментом. Все архитектурные элементы не повторяются. [7]
Дача построена в стиле модерн с преобладанием мавританского стиля. Смешение стилей – это главная особенность дачи, придающая ей колорит Крыма. На мавританский стиль указывает большое количество окон различных форм и размеров, стрельчатые арки, полукруглые вставки с деревянной резьбой. Придерживаясь этого стиля, архитектор использует в орнаментах исключительно растительный орнамент, так как изображение животных в доме запрещено мусульманской религией.
Дом разделен на 3 части:
- южную (для гостей), здесь же расположен мраморный фонтан для омовения из Карама. Люди с Востока очень ценят фонтан. Ранее из фонтана бил источник минеральной воды, который засох в 60х годах;
- северную (для семьи);
-восточную часть дома для прислуги.
Каждая часть дома имеет свой вход, так как семья, гости и прислуга не должны находиться в общем помещении или даже просто попадать друг другу на глаза.
Качество строительства было настолько высоким, что, несмотря на более чем внушительный возраст этого сооружения – 100 лет, почти все элементы декора являются подлинниками. [4] И не удивительно! Ведь для строительства своего дома Стамболи закупал лучшие материалы со всех континентов. Так, например, мрамор для вазы в зимнем саду привезён из Карафа. Сейчас это творение известного скульптора Фоко Яни истинное достояние Феодосии (Фото 6). В этой вазе росла роскошная пальма. Конструкция зимнего сада очень интересна (Фото 7). Тонкое стекло не задерживает тепло, поэтому было решено использовать двойную композицию из стекла (расстояние между блоками 50см.), что позволяло поддерживать температуру не менее 25 градусов. В саду росли декоративные растения: кактусы, пальмы, стены обвиты лианами, растения свозились из пяти континентов. [15]
Крыльцо сохранилось в первоначальном виде, кроме ступеней, которые изначально были выполнены из белого итальянского мрамора, но в 90-е годы они были заменены на турецкую плитку. [2]
Несмотря на то, что уровень сохранности входа оставляет желать лучшего, козырек и уникальные мраморные панели, выполненные феодосийским мастером Фока Яни и считающиеся одним из шедевров европейской резьбы по мрамору, подлинные. [13]
Архитектор смог отобразить в облике здания национальные традиции народов Крыма. Если экстерьер выдержан в двух стилях, то внутри царит смешение стилей. Можно наблюдать окна в готическом (Фото 8), восточном (Фото 9), греческом стилях. Некоторые уникальные обкладки дверей в готическом стиле представлены в виде крепостей и символизируют защиту ( Мой дом - моя крепость). [11]
Повсюду встречается растительный орнамент табака: на обоях, но потолке (Фото 10). И не удивительно, ведь Стамболи был совладельцем табачной фабрики. В рисунке ограждения лестниц также можно заметить плоды и побеги табака. (Фото 11). [8] Существует множество интересных исторических фактов о табаке.
Бороться с табакокурением начали практически с момента его появления в цивилизованном обществе. В России, курящих наказывали ударами палками по стопам, либо, того хуже, отрезали нос и уши! Особенно после Московского пожара, который случился в 1634 году, и причиной посчитали табакокурение. Вышел царский указ о запрете "богомерзкого зелья". Далее указом Петра I продажу табака легализовали.
По крымским представлениям табак – это признак богатства, хорошего достатка и выращивать его у себя в саду было за честь. В китайских легендах его описывают как причину бытовых ссор и семейного неблагополучия.
Ковка ограждений лестниц выполнена в русском стиле – древнерусской или монастырской вязью (Фото 12), что предполагает переплетение изображений различных растений и птиц.[8] Русский стиль основан на выпирающих (пузатых) изделиях, с повтором элементов «валюты». Изделие украшено растительным орнаментом в виде русского народного ремесла.
На потолке кабинета Стамболи изображён орел с молнией (Фото 13). Так как комната выполнена в греческом стиле, то орёл – изображение Зевса, который отважно мечет стрелы. Из окон дачи открывается шикарный панорамный вид на акваторию феодосийской бухты, соответственно в архитектуре встречаются морские символы. На потолке греческий орнамент набегающей волны, подполенница в форме ракушки (Фото 14) в камине из камня-змеевика.
Одна из комнат (диванная) выполнена в турецком стиле, так как семья Стамболи тесно связана со Стамбулом, Турцией. Здесь, сидя перед камином, курили кальян. В отделке стен и камина используется орнамент из вымышленных цветов.
Вестибюль выполнен в викторианском стиле. Все обшито деревом, потолок в индийском стиле (Фото 15) [11]
5.Английский сад дачи Стамболи.
Заходя на дачу Стамболи с юга, гости проходили английский сад и попадали на летнюю и зимнюю террасу. Климат и ландшафт данного места идеальны для расположения сада в английском стиле, так как дача находится на возвышенности и даёт возможность устроить смотровую площадку с минарета дома.
Английский ландшафтный стиль зародился в Англии в 30-е годы XVIII века, когда на смену регулярным садам во французском стиле пришла пейзажная планировка. Сад планировался таким образом, чтобы казалось, будто он создан без участия человека, самой природой, — эти композиции стали называть «английскими». Большое внимание в английском саду уделяется сочетанию открытых и закрытых пространств («поляны» и «рощи») — изумрудную зелень газона сменяют древесно-кустарниковые композиции. [14]
Настоящий английский сад, по сути своей, в меру строг и торжественен, но без напыщенности. Именно таким и являлся сад Стамболи. Английский сад — это сама элегантность, признак материальной устойчивости. Один из отличительных элементов английского стиля — бархатный газон, на котором разбросаны живописные группки декоративных кустарников. Сады в английском стиле очень живописны. Из парковых элементов формируются кулисы, центр, передние и задние планы: с разных точек сад воспринимается по-разному.
Английский сад требует особого ухода, поэтому неудивительно, что для садовника было выделено своё помещение, домик (ныне ресторан «Домик садовника»), который находится недалеко от дома Стамболи.
Сейчас трудно установить точно, какие растения произрастали в саду. Однако предполагается, что для создания колорита традиционно использовали розы, лаванду и мелису, произрастали кустарники и, конечно же, священное растение караимов – гранат.
6. Судьба дачи
В отстроенном особняке Иосиф Стамболи прожил всего три года. Предчувствуя революцию, в 1916 году И. Стамболи продал фабрику и обширные табачные плантации. Вместе с семьей он покинул Феодосию и уехал в Турцию, где основал новую табачную фабрику, а позже перебрался во Францию, где в 1958 году скончался. [7]
После революции дачу Стамболи предлагали уничтожить. С таким призывом выступал поэт Максимилиан Волошин. Певец Киммерии считал, что строения, подобные даче Стамболи и другим виллам на феодосийской набережной, абсолютно безвкусны и развращают вкусы народа. Он даже сожалел, что большевики не взорвали роскошные здания, оставив город пребывать в состоянии своего рода «Музея дурного вкуса». Благодаря статье Максимилиана Волошина «Искусство в Феодосии», из-за превратного ее понимания, в интернете поэта сегодня часто обвиняют в том, что он предлагал взорвать дачу и лишить, таким образом, феодосийцев архитектурного достояния.
В статье «Искусство в Феодосии» Максимилиан Волошин писал:
«Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл. Не думаю, чтобы этим тонким и злым способом они хотели наказать буржуазию, сохранив ее позор на будущие времена,— нет, они сами находились под обаянием монументальности этих построек: мещанин мещанина чует издалека…».[3]
В 1920 году дача стала местом размещения штаба ВЧК (печально известной чрезвычайки). Сохранились сведения, что во дворе постройки ждали своей участи люди, обвинявшиеся в сотрудничестве с белогвардейцами. Многие из них отсюда отправились в свой последний путь — на расстрел. [9]
С 1921 года в помещениях особняка располагался один из первых в Крыму санаториев для трудящихся на 100 мест. В 1925 году санаторий получил название «Московский совработник», а перед войной санаторию присвоили имя Иосифа Сталина. [5]
С началом Второй мировой войны здание стало госпиталем для раненых красноармейцев. Во время оккупации города в 1943 году немецко-фашистскими войсками дача служила госпиталем для немецких раненых солдат и офицеров. Нижний парк, примыкавший к даче, был отдан под немецкое кладбище для военнослужащих 132-й пехотной дивизии генерала Фрица Линдеманна. В конце оккупации особняк и находящийся рядом мост были заминированы, но при отступлении взорвать их не успели. Удивительно, но Великая Отечественная война каким-то чудесным образом обошла здание стороной, хотя на проспекте Айвазовского были почти полностью разрушены все лучшие здания. [9]
После освобождения города кладбище сравняли с землей (эксгумацию захороненных на кладбище провели только в 2003 году), а дачу переоборудовали в пионерлагерь для детей, переживших оккупацию.В 1952 году дача была полностью восстановлена, в нем разместился 9-й корпус санатория «Восход».
С 1985 по 1988 года дача находилась в ведении Наркологического центра А.Р. Довженко.
После распада СССР дача была выкуплена частными лицами. Несколько лет здесь находился коммерческий банк, позже располагалось кафе с одноименным названием и несколькими гостиничными номерами. Несмотря на то, что она стала объектом бизнеса, дача постепенно разрушалась. [7]
Дача поставлена на учёт Постановлением Совета Министров УССР от 06.09.1979 года. Охранная зона утверждена Постановлением Совета Министров Крыма от 18.08.1992 года. Дача до сих пор не имеет статуса памятника архитектуры. [4]
7. Современное состояние
На территории усадьбы действовало кафе с одноименным названием. В 1999 году там однажды обедал бывший президент Украины Леонид Кучма.
На территории дачи хранятся надгробия с караимского кладбища.
В мае 2013 года в помещениях дачи открылся первый музей подводной археологии и лаборатория по исследованию морских находок. Музей и лаборатория являются филиалом Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований». [10]
Выводы
Здание по праву считается жемчужиной Феодосии и одним из прекраснейших архитектурных памятников Крыма.
Владелец дачи Иосиф Вениаминович Стамболи, - феодосийский фабрикант, табачный магнат, был караимом, поэтому в архитектуре здания и внутреннем оформлении дачи наблюдается смешение различных стилей, прослеживаются элементы национального колорита.
Возведенное на холме в великолепно интерпретированных формах мавританской архитектуры, здание победно возвышается над всей Феодосийской набережной с прилегающими кварталами. Дом построен в стиле модерн с преобладанием мавританского стиля. Смешение стилей – это главная особенность дачи, придающая ей колорит Крыма.
Качество строительства было настолько высоким, что, несмотря на более чем внушительный возраст этого сооружения – 100 лет, почти все элементы декора являются подлинниками.
Обширные подвалы, гроты и флигель, разнообразие мотивов и фактур в отделке, всевозможные башенки, крытые галереи и террасы придают ему восточный колорит и величественность.
Необычайная красота здания привлекает к нему самое пристальное внимание жителей и гостей города. Осматривая территорию Дачи Стамболи, отмечаешь красоту архитектурного ансамбля и попытки восстановления ее былого величия.
Непростая судьба хозяина дачи и его потомков, переплетение их судеб и исторических событий; архитектурные стили различных народов и эпох, совмещенных в единое целое; использованный материал – от Урала до Мавритании – все это демонстрирует культурное и этническое разнообразие Тавриды - яркой мозаикой вплетаясь в мировую историю.
Список литературы
Асеев Ю. С., Лебедев Г. А., Архитектура Крыма. Киев, Гос. изд. по строительству и архитектуре УССР, 1961 г.
Балахонов Б. И. Феодосия. Очерк-путеводитель. Симферополь, изд. "Крым", 1963 г.
Барсамов Н. Феодосия. Историко-краеведческий очерк. г. Симферополь, Крымиздат, 1967 г.
Город двадцати пяти веков. Литературно-художественный и историко-краеведческий сборник о Феодосии. Симферополь, изд. "Крым", 1971 г.
Саркизов-Серазини И. М. По Восточному Крыму. Путеводитель. М., ГеографГиз, 1958 г.
Тарасенко К. Феодосия. Симферополь, изд. "Таврия", 1978 г.
Феодосия. Историко-географический, курортный к торгово-промышленный календарь. Под общ. ред. Немчина В. и др., изд. газеты "Рабочий и крестьянин", 1925 г.
Халпахчьян О. Х. Этапы планировки и застройки Феодосии /с. древнейших времен до конца ХVII в./, в сб. "Архитектурное наследство", вып.25, М., Стройиздат, 1976 г., с.35-49.
Якобсон А. П. Средневековый Крым. Очерки истории и истории материальной культуры. М.-Л., "Наука", 1964 г.
http://www.rusarticles.com/interesnye-mesta-statya/dacha-stamboli-feodosiya-662107.htmlhttp://pohodushki.org/ru/places/cottage-stamboli-feodosiahttp://krymology.info/index.php/Стамболи,_Иосиф_Вениаминович
http://krymology.info/index.php/Караимы_(народ)http://www.ru-dachniki.ru/?p=1168http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ruПриложения

Фото 3. Дача Стамболи. Современное состояние.

Фото 4. Мусульманский месяц в оформлении ворот.

Фото 5. Шестиконечная звезда Давида.

Фото 6. Мраморная ваза в зимнем саду.

Фото 7. Зимний сад

Фото 8. Окна в готическом стиле

Фото 9. Окна в восточном стиле.

Фото 10.Растительный орнамент табака.

Фото 11. Изображение табака в ковке лестниц.

Фото 12. Древнерусская вязь в орнаменте оградок лестниц.

Фото 12. Изображение орла на потолке

Фото 14. Подполенница в форме ракушки.

Фото 15. Оформление потолка в индийском стиле.