Разработка урока Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности. 5-й класс

Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями.
Задачи урока:
Образовательные:
объяснить процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков);
выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;
описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;
работать над понятиями
Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
Пятиборье - система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
Ипподром - место для проведения конных состязаний;
1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)
ознакомить с персоналиями:
Милон, Полидам, Феаген, Диагор.
Развивающие
продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
продолжить работу над составлением конспекта;
выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
Воспитательные
воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;
пробудить интерес к занятиям спортом;
популяризовать здоровый образ жизни.

УМК:
Учебник А.А. Годер, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2009.
Презентация «Олимпийские игры в древности».
Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат. Презентация к уроку.
Бланк индивидуальной карты-конспекта ученика.
Тип урока: комбинированный, урок-экскурсия.

Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Организационный момент

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА

– Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое. Какую страну мы изучаем?
Все ученики стоят у доски. Взялись за руки.

Древняя Греция.

II. Актуализация знаний

ИГРА «ЧИСТАЯ ДОСКА»
На доске понятия, вы должны назвать понятие и объяснить его.
Учащиеся выходят, называют понятие, дают определение.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
1. Где жили древние греки?
1. Греки – это жители Балканского полуострова.


2. Назовите основные занятия древних греков?
2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).


3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции?
3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность.


4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии?
4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.


5. Что такое колония? Где греки их основывали?
5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.

Слайд 2
Следовательно, можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней.


III. Изучение нового материала

а) рассказ учителя
– Основный путь по которому добирались до колоний проходил по морю. Чтобы преодолеть столь длинное расстояние, необходим был флот и сильная команда. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела.

- Кто мне может назвать тему нашего урока?





















Олимпийские игры в древности.

Слайд 3
Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности.
Запись в карту-конспект

Слайды 4-5
У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!»



-Что мы с вами узнаем сегодня на уроке?
Ответы учащихся

Слайд 6
План:
1. Зарождение Олимпийских игр.
2. Подготовка греков к Олимпийским играм.
3. Олимпийские игры.
4. Олимпийские игры вчера и сегодня.
Читают бланк карты-конспекта

Слайд 7
– По ходу изучения материала попытайтесь ответить на вопрос:
– Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?



– Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу?
– У нас в гостях архивариус. Послушайте внимательно «Миф об основании Олимпийских игр», а затем ответьте на вопросы:
Выступление архивариуса (ученики об основании Олимпийских игр)

в) ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
1. Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр?
2. Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры?
3. Где проводились Олимпийские игры?
1. Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле.
2. Богу гор и погоды – Зевсу.
3. На земле Олимпия.

г) рассказ учителя
Слайд 9
– Миф объясняет начало зарождения Олимпийских игр, состязаний, посвящённых богу Зевсу. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, которые вели между собой полисы Древней Греции. По всей Греции объявлялось священное перемирие.
В Олимпию добирались как сухопутными, так и морскими дорогами. Участники и зрители стекались сюда изо всех полисов Древней Греции, а также колоний.


Слайд 10
Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э.
Запись в карту-конспект

д) работа по учебнику (с. 150, п.2, §33)
– Как же проходила подготовка к играм? Задание: прочитать п.2. §33. Ответьте на вопрос:
– Кто участвовал в Олимпийских играх?
– На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки. И только женщинам вход запрещался под страхом смертной казни.


– Как проходила подготовка к соревнованиям?
– За год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе, а за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Олимпию, где продолжали тренироваться.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Слайд 11
– Атлет – кто это?
– Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Запись в карте-конспекте

е) ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА, КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Слайды 12-20
а) Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?
а) Олимпийские игры продолжались 5 дней.


б) Каков был порядок их проведения? Соедините правильные ответы стрелочками.
б) 1 день – жертвоприношение, давали клятву бороться честно. Назначались судьи соревнований.
Запись в карту-конспект
2-4 дни – соревнования
5 день – награждение победителей.
Запись в карту-конспект


– Были ли правила у соревнований?
– Запрещалось прибегать к незаконным приёмам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.


в) Опишите соревнования, в которых участвовали атлеты
в) Основные: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба – пятиборье. Но были ещё – кулачный бой и гонки колесниц.
Запись в карту-конспект

Слайд 21
г) Чему равнялась длина дистанции бега?
г) Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда слово «стадион»).
Запись в карту-конспект


– Какие качества атлетов ценились при соревнованиях?
-Победить нужно было красиво, показав красоту тела, выказав смекалку, быстроту, ловкость. Не приветствовалась грубость.


д) Место конных состязаний?
д) ипподром


Как проходила церемония награждения победителей?
– Имя победителя вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из оливы, росшей у храма Зевса. Победителей колесниц награждали пальмовой веткой. В родной город победитель возвращался в пурпурной одежде и на колеснице.

Слайды 22-23
е) Назовите имена наиболее прославленных победителей. Впишите их в таблицу.
Но не обо всех героях вы услышали из лекции. Поэтому отберите необходимый материал из моего рассказа.
– Феаген не по годам был силён. Мальчик унёс с рынка тяжеленную бронзовую статую.
– Был родосский борец Диагор. Он побеждал на Олимпийских играх, а затем и его сыновья, когда же победы добились его внуки, Диагора под восторженные крики собравшихся, вынесли на арену, один из зрителей крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет!»
е) Борец Милон. Он 6 раз становился победителем.
Возница колесницы – Полидам, одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.
Феаген – бронзовую статую.
Диагор – родосский борец.

ж) работа по учебнику (с. 154, п. 5, §33)
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Слайды 24-25
– Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 154, п. 5, §33 «Возвращение в родной город».
– Как встречали победителя в родном городе?
– В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. До конца жизни его кормили бесплатно обедом.

з) вывод - возвращение к Слайду 7
– Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время.
– Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий.

и) рассказ учителя
Слайды 26-29
Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием, который видел в играх языческий обряд. Попытки возродить Олимпийские игры – с середины XIX века.
Французский деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры.



1896 г. – 1-е Олимпийские игры современности.
– Как вы думаете в каком городе?
– Первые игры современности прошли в Афинах.

IV. Закрепление
– Когда прошли первые Олимпийские игры?
– Какие качества ценились у атлетов?
– С какой целью устраивались Олимпийские игры?


V. Дом. Задание §33, задачи по вариантам.
Слайд 30
– Все мы с нетерпением ждём зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Предлагаю продумать эскиз поздравительной открытки для победителей. Ведь при награждении вручают букет цветов. А мы можем в оргкомитет внести предложение ещё и о вручении поздравительной открытки.


VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.
– У кого же больше всех Олимпиев?
– Интересным ли был урок? У меня три сосуда, ответьте. Когда будете выходить из кабинета.

Подсчитывают Олимпии
Жетоны по цвету.

Физминутка
Побыстрее все вставайте!
Разминку с нами выполняйте.
Один, два, три, четыре, пять –
Руки выше подымать!
Головою покрути – лево-право,
Не спеши, лево-право, лево-право.
Что там делает сосед?!
Передай ему привет!
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем.
У кого хрустит в коленке?
Показалось, может быть?
Потихонечку все сели.
И глазами поморгали.
Один, два, три, четыре, пять –
Урок продолжим мы опять!
15