Разработка урока на тему: Олимпийские игры в древности

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Серебряно-Прудского муниципального района Московской области






Конспект урока по истории на тему:
«Олимпийские игры в древности»




Выполнила:
учитель истории
Коновалова Татьяна Игоревна



п.г.т. Серебряные Пруды
2016
Цель урока:
- образовательные:  сформировать целостное представление об Олимпийских играх;
- развивающие: развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом, развивать навыки устной речи, формировать интеллектуально-активную компетентность посредством активизации различных каналов поступления информации;
- воспитательные: побудить в детях желание заняться каким-либо видом спорта, вести здоровый образ жизни; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы; воспитать интерес к истории.
Задачи
Личностные:
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.
Регулятивные:
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные:
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Сравнивать.
8. Анализировать – выделять главное.
9. Представлять информацию в разных формах (текст).
Коммуникативные:
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Планируемые результаты:
- личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
- метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением; развитие умения работать в коллективе.
- предметные: формирование умения систематизировать информацию из различных исторических источников; формирование умения применять полученные знания на практике; развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация, раздаточный материал.
Основные понятия: атлет, олимпионик.
Ход урока:
I.     Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята, меня зовут Коновалова Татьяна Игоревна, и я буду вести у вас урок. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Желаю вам хорошо поработать сегодня.
II. Вызов: этап мотивации и актуализации знаний.
Учитель. Ребята! Только что мне передали письмо, которое адресовано ученикам 5 класса. Предлагаю вам его прочитать.
Ученик читает:
Я стал свидетелем потрясающего события. Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями. Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции? В четвёртый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными. Все в Олимпию
Учитель. Письмо обрывается на самом интересном месте, но вы, наверное, догадались, на какое событие всех приглашает путешественник.
Учащиеся выдвигают свои версии.
Учитель. Так о чём же мы будем говорить на уроке? (об олимпийских играх)

·Молодцы! А тема урока так и звучит: «Олимпийские игры в древности». Давайте запишем тему в тетрадь.
Ребята, сегодня нам в течении всего урока нужно будет подумать и ответить на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Прием "Мозговая атака".
Учитель. Ребята, а сейчас я попрошу вас поработать в паре, для того, чтобы выяснить, а потом рассказать классу все, что вам известно об Олимпийских играх (обсуждают 2 мин., обмениваются информацией).
Прием "Кластер".
Учитель. Ребята, а теперь давайте запишем все имеющиеся у нас знания в виде схемы - кластера. Помогайте мне, пожалуйста (Учитель оформляет на доске все мысли детей).
Учитель. Ребята! Как вы думаете, а что нужно делать, чтобы стать олимпийским чемпионом? (ответы учащихся) Правильно, нужно много тренироваться! А я знаю настоящую олимпийскую разминку. Встаем!
Держим ровно спинку.  Голову назад, вперед,  Вправо, влево, поворот.  Руки вверх поднять прямые,  Вот высокие какие!  Ещё выше потянитесь,  Вправо, влево повернитесь.  А теперь танцует таз,  Посмотрите-ка на нас.  Этим славным упражненьем  Поднимаем настроенье.  Дальше будем приседать:  Дружно сесть и дружно встать!  Прыгать нам совсем не лень,  Словно мячик, целый день. 
III. Осмысление содержания.
Учитель. А теперь пришло время проверить верны ли наши предположения по данной теме.
Прием "ИНСЕРТ".
Для этого я попрошу вас обратиться к тексту, который находится у каждого на столе. Но здесь у вас будет дополнительная задача: читая текст вы должны сделать на полях пометки:
"
·" – уже знал это;
  "+" – узнал новое;
  "–" – думал иначе;
  "?" – не понял, есть вопросы, хочу узнать больше. (Дети работают с текстом 10 мин.)
Учитель. Давайте обсудим, что же у вас получилось (ответы учащихся).
IV. Рефлексия.
Учитель. Молодцы! А теперь я попрошу вас вернуться к нашему кластеру и дополнить его новой информацией, исправить ошибки, если таковые имеются. (Дети отвечают, учитель делает записи на доске)
Учитель. Ребята, сколько дней у нас проходят олимпийские игры? (2 недели) А вот в Древней Греции Олимпийские игры длились пять незабываемых дней. Мы с вами выяснили, в каких видах спорта соревновались атлеты, но вот в первый день состязаний не было, потому что в этот день проходили религиозные очищения, приношения жертвы богам. Перед соревнованиями атлеты и судьи давали клятвы в храме бога Зевса, там зажигали священный огонь.
Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова.
Прочитайте приведенный выше текст, в котором пропущен ряд слов. Обратите внимание, что в списке слов больше чем вам потребуется для заполнения.
Дети работают с текстом:
«Я, гражданин полиса Афины, подтверждаю перед (статуей бога Зевса), что тренировался, как требуют древние (обычаи) великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду (нарушать правила).
Слова: Боги, Статуей Геракла, Статуей бога Зевса, подкупать судей, нарушать правила, обычай, гражданин.
Учитель. Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям. Пятый день -награждение победителей. В родном городе атлета – олимпионика встречали с почестями как настоящего героя. Всю оставшуюся жизнь победителя Олимпийских игр кормили на народные средства, освобождали от налогов и предоставляли первые места в зрительном зале театра.
Учитель. Ребята, а теперь я попрошу вас вернуться к главному вопросу нашего урока: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
(Учащиеся называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.)
Учитель. Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок.


15