Рабочая программа по биологии к учебнику Биология .Человек ( Д.В. КолесовР.Д. Маш).




Краснодарский край, Отрадненский район, с. Петровское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4


Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «28» августа 2014 года
председатель педсовета
__________Н.Г. Мащенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 вида

По биологии

Ступень обучения (класс): основное общее 8 класс

Количество часов: 68 Уровень : базовый

Учитель Дворядкина Вера Николаевна

Программа разработана на основе :
авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.
















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает изучение биологии 2 часа в неделю, 68 часов в год, авторская программа рассчитана на 70 часов, в связи с этим в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 за счет резерва времени.
1 час из резерва времени добавлен на добавлены на изучение темы: «Нервная система человека» ;
1 час использован на урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»

Распределение часов по темам.


Тема
кол-во часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе

1
Введение.
1
1

2
Раздел 1.
Происхождение человека.
3
3

3
Раздел 2.
Строение и функции организма
57
57+1(рез.)


Общий обзор организма человека.
Клеточное строение организма . Ткани
1
5
1
5


Рефлекторная регуляция органов и систем органов
Нервная система человека
Эндокринная система
1
5
2
1
5
2


Опорно-двигательная система.
7
7


Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая система.
3
6
3
6


Дыхательная система
4
4


Пищеварительная система
6
6


Обмен веществ и энергии
3
3


Покровные ткани .Теплорегуляция
3
3


Выделительная система
1
1


Анализаторы
5
5


Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика
5
5

4
Раздел 3.
Индивидуальное развитие организма
5
5

5
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»

1(рез)


Резерв времени
4


Итог:

7013 =SUM(ABOVE) 1415
68


Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.
Литература и источники.

Список дополнительной литературы для учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. М.: Мир,
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Журнал «Биология в школе»

Список дополнительной литературы для учащихся:
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Журнал «Биология для школьников».
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
Электронные издания:

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова .
Биология 8 класс.1С образование 4.Дом




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания № заместитель директора по УВР :
МО учителей естественного цикла _____________Л.Т. Кобрешвили
от «___» сентября 2-14 года
Руководитель МО__________ «__» сентября 2014 г.








Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Л.Т.Кобрешвили
«___» сентября 2014 года



Краснодарский край ,Отрадненский район, с.Петровское
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии
Класс : 8

Учитель: Дворядкина Вера Николаевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Дворядкиной Веры Николаевны учителя биологии МБОУ СОШ №4 утвержденной решением педагогического совета, протокол №1 от «28» августа 2014 года














Календарно – тематическое планирование
уроков биологии в 8 классе.
№п\п
Тема урока
лабораторные и практические работы
Количество часов
по рабочей про.

оборудование
Дата






план
факт


Введение

1




1
Науки, изучающие организм человека:
Их становление и методы исследования.

1





Раздел1. Происхождение человека

3




2
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

1




3
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс.
(раздел 1)



4
Расы человекаЧ еловек как вид.

1
компьютер, проектор, презентация




Раздел 2. Строение и функции организма


57+1
(рез)








5
Тема 2.1. Общий обзор организма человека

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.


1




1
Торс человека




Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани.

5




6
Внешняя и внутренняя среда организма.

1




7
Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

1
Таблица «Строение животной клетки», компьютер, интерактивная доска



8
Деление клетки.

1




9
Жизненные процессы клетки.

Опыт
«Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.»
1




10
Ткани. Типы тканей и их свойства Строение и функция нейрона. Синапс.

Лаб работа №1.
Рассматривание клеток и тканей в оптический
микроскоп. Микропрепара, соединтельной, мшечной и нервной тканей.
1





Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1




11
Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лаб. работа №2
Самонаблюдение мигательногорефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
1
Учебное электронное издание, бкомпьютер, интер.доска, проектор




Тема 2.12 .Нервная система человека


5+1 рез.




12
Значение нервной системы. Мозг и психика.


1




13
Строение нервной системы.

1
таблица



14
Строение и функции спинного мозга.


1
Таблица «Строение спинного мозга»



15
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа № 3: «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».

Лабораторная работа № 4
«Рефлексы продолговатого и среднего мозга –тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы при раздражении».

1
Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»



16
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.


1
Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»



17
Соматический и автономный отделы нервной системы


1





Тема 2.13. Эндокринная система

2




18
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1
презентация, компьютер, интеракт. доска



19
Гормоны гипофиза и щитовидной железы. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.


1
презентация, компьютер, интеракт. доска




Тема 2.4.Опорно – двигательная система

7




20
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей
Лабораторная работа №5
«Микроскопическое строение кости».
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 1



21
Скелет человека..

1
Таблица «Скелет целовека»



22
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
Лаб.работа №6
«Мышцы человеческого тела»
1
Таблица «Мышцы человека»



23
Работа скелетных мышц и их регуляция.
Лабораторная работа №4
Лаб раб №7
«Утомление при статической и динамической работе».
Самонаблюдения работы основных мышц, роль
плечевого пояса в движениях руки.
1




24
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия..
Лаб раб.№8
«Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
1




25
Первая помощь при ушибах, переломах костей
ивывихах суставов.

1




26
Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1





Тема 2.5.Внутренняя среда организма.

3






27
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Лаб.работа №9
«Рассматривание крови человека и лягушки под
микроскопом».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.



28
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс (раздел 4)



29
Тканевая совместимость. Переливание крови..

1





Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы.

6




30
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме

1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.



31
Круги кровообращения.

Лаб.работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
Лаб.работа №11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
1




32
Строение сердца. Работа сердца.

1
презентация,бькомпьютер, интеракт.доска, муляж сердца.



33
Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

Лаб.работа №12 «Определе
ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Лаб.работа №13.
«Опыты, выясняющие природу пульса».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 7)



34
Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Лаб.работа №14 «Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой ситемы на дозированную нагрузку».
1




35
Первая помощь при кровотечениях.

1





Тема 2.7.Дыхательная система

4






36
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.


1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.



37
Газообмен в легких и тканях.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии
вдоха и выдох
1




38
Функциональные возможности дыхательной системы .
Лаб.работа №15
«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»
1




39
Выявление и предупреждение болезней органов


1





Тема 2.8. Пищеварительная система.

6




40
Пищевые продукты и питательные вещества.

1






41
Значение пищеварения.

1




42
Пищеварение в полости рта.

Лаб.работа №16
«Действие ферментов слюны ны крахмал».
1




43
Пищеварение в желудке.


1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.



44
Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

1




45
Заболевания органов
пищеварения, их профилактика

1





Тема 2.8.Обмен веществ и энергии.

3






46
Обмен веществ и энергии основное свойство
всех живых существ.

1




47
Витамины.

1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел 10)



48
Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа № 17
«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» и
лабораторная работа № 18
«Сопоставление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.




Тема 2.10. Покровныеорганы. Теплорегуляция.

3





49

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.

1




50
Уход за кожей.

1




51
Терморегуляция организма. Закаливание.

1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел11)




Тема 2.11. Выделительная система.

1






52
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.


1





Тема 2.13.Анализаторы

5




53
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.




1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.



54
Зрительный анализатор

Лабораторная работа № 19
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
1




55
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.

1




56
Слуховой анализатор.

1




57
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствиельности, обоняния и вкуса.

1
Мультимед. Электр.учебное пособие « Биология 9 класс (раздел 37)




Тема 2.14
Высшая нервная деятельность

5





58


Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1




59
Врожденные и приобретенные программы поведения.
Лабораторная работа №20
«Выработка навыков зеркального письма».
1




60
Биологические ритмы. Сон и сновидения

1




61
Особенности высшей нервной деятельности человека .Речь и сознание

1




62
Волевые действия. Эмоции. Внимание.
Лабораторная работа № 21
«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при произвольном ,непроизвольном внимании при активной работе»
1









63
Раздел 3.
Индивидуальное развитие организма.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

5




1




64
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1




65
Наследственные и врожденные заболевания.

1




66
Развитие ребенка после рождения

1




67
Индивид и личность.

1




68
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»