Урок литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ:
Свободолюбивый характер Мцыри по поэме М. Ю. Лермонтова
8 класс
Подготовила урокучительница русского языка и
литературы
МБОУ «Вишенская СШ»
Калимбет Анна Викторовна
2017 г.
8 класс Литература
Тема урока: Свободолюбивый характер Мцыри по поэме
М. Ю. Лермонтова
Цели:
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник
Эпиграфами к уроку служат высказывание русского критика В.Г. Белинского
…что за огненная душа,что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
Что такое свобода знают лишь те,
кто готов умереть за неё
Жермен де Сталь
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация
- Как жил Мцыри в монастыре?
-Характер и мечты юноши-послушника.
- Что такое счастье для Мцыри?
Счастье для Мцыри – это свобода и родина
-Что такое свобода? (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)
- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри . Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
III. Организация совместного целеполагания
Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”, формулировка цели:
Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского
…что за огненная душа,что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!В.Г. Белинский
Что такое свобода знают лишь те,
кто готов умереть за неё
Жермен де Сталь
- Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)
- А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?
Свобода (по Далю) – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Церковное – свободный, вольный человек, не раб. Он свободен выбрать любое. Это его желание.
Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее
Таким является герой поэмы М. Ю. Лермонтова грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.
IV. Проверка домашнего задания
1) Лексическая работа
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.
- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)
2) Сообщение ученика. История Мцыри
- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
V. Формирование знаний и умений
1) Аналитическая беседа
А. Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Он был, казалось, лет шести.Как серна гор, пуглив и дик.И слаб и гибок, как тростник,Но в нем мучительный недугРазвил тогда могучий духЕго отцов…Даже слабый стон из детскихГуб не вылетал…И тихо, гордо умирал.Бродил безмолвен, одинок.
Вывод: Записываем главные черты его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)
Б.  Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.  1) Давным-давно задумал я 3) Я мало жил, и жил в плену,Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог. На этот свет мы рождены.2) Мою пылающую грудь 4) …Я цель одну
Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.Вывод:Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:
 Про милых близких и родных,Про волю дикую степей,Про лёгких, бешеных коней,Про битвы чуждые меж скал…В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
- Какая же черта характера двигала им? 
Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. (отрывок из текста)

Я знал одной лишь думы власть,Одну, но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревоги битв.
Вывод:Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине. Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри
- Подумайте, дает ли Лермонтов имя своему герою и есть ли описание его внешности
(Нет. Внутренний мир героя важнее портрета. Старое имя он утратил, новое ещё не принял. Прошлое почти не помнит. У человека без имени, без прошлого не может быть будущего. Он обречён.)
Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
Вывод:На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и
беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и
сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса. 
Vl. Закрепление знаний и умений
- Как Лермонтов показывает, что Мцыри обречён?
(Мцыри слаб физически, хотя силён духом. Его тело становится тюрьмой для его могучего духа. Совершив побег из монастыря, Мцыри  бежит по кругу. Силы его на исходе.  Выхода нет. Яркая короткая жизнь и неизбежная смерть. Расплата за дерзость. «Да, заслужил я жребий свой…»)
- Какие качества открываются в характере Мцыри перед смертью?
(Могучий, мятежный дух, мужество, непокорность, гордость, сила характера, свободолюбие).(Запись в тетрадь)
- Можем ли мы сказать, что Лермонтов жестоко поступает со своим героем, обрекая его на смерть?
(Смерть героя не показана, даже нет слова «смерть». Это сон: «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну». Мцыри сам делает свой выбор.)
- Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя?
Дидактический материал (карточки)
Гиперболы: О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад!Глазами тучи я следил,Рукою молнии ловил…Метафоры: Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской,Я грыз сырую грудь земли…Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,Полз и прятался, как змей.Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.Эпитеты: Но юность вольная сильнаИ смерть казалась не страшна.
- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле.»- Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. 
- Почему Лермонтов избрал форму исповеди?Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического
повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.Выводы:
 1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.2. Пафосом романтической поэмы «Мцыри» было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.
3. В центре поэмы Мцыри не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.4. Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.5. И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы. 
- Что значат слова Мцыри: « Я как монастырский цветок»?
- Что значит ЖИТЬ для Мцыри? (Подтвердить текстом)
- Какие ассоциации, связанные со словами монастырь и воля, возникают у вас после прочтения поэмы? (работа в тетради)
                 Монастырь                          Воля
                 чужбина                              родина
                 смирение                             борьба
                 аскетизм                              блаженство
                 одиночество                        семья
                 послушник                          горец
                 тюрьма                                свобода
                 реальность                          мечта, сон
- Что выражают эти антонимы?
(Противоречивость, непримиримость, раздвоенность души героя)
Составление синквейнаМцыри
Одинокий, свободолюбивый
Переживает, страдает, борется
Совершает побег на родину
Герой
Вывод. Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, вырваться из душной атмосферы. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок поэту. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. Вся жизнь Лермонтова – как огненная вспышка, вся Судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, вырваться из душной атмосферы. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок поэту. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. Вся жизнь Лермонтова – как огненная вспышка, вся Судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, вырваться из душной атмосферы. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок поэту. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта. Вся жизнь Лермонтова – как огненная вспышка, вся жизнь – неуёмная жажда свободы, мятежный поиск красоты и гармонии.
«Мцыри» - романтическая поэма. Лермонтов ищет своего идеального героя – борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
VIII. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.
- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
- Что нового я узнал на уроке?
- Чем мне понравился Мцыри?
IX. Домашнее задание:
 написать сочинение-эссе
«О чём заставила меня задуматься поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
«Что значит для Мцыри свобода?»
Наш урок я хочу стихотворением Фазы Алиевой
«Душа»
Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полёта.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,
Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути,
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко раскрытых крыльях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал (карточки)
Гиперболы: О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад!Глазами тучи я следил,Рукою молнии ловил…Метафоры: Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской,Я грыз сырую грудь земли…Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,Полз и прятался, как змей.Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.Эпитеты: Но юность вольная сильнаИ смерть казалась не страшна.