Урок биологии по теме Анализаторы. Зрительный анализатор (8 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Элисты











Конспект урока по биологии для 8 класса:

«АНАЛИЗАТОРЫ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР»











Подготовила: Кеклеева Н.А. учитель биологии,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Элисты.

















г. Элиста
2016


ТЕМА УРОКА: «АНАЛИЗАТОРЫ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР»

Задачи урока:
- сформировать понятие «анализатор», развивать его на примере зрительного анализатора;
- сформировать знания о строении и функциях глаза, механизме восприятии зрительных раздражений;
- продолжить формирование у учащихся навыков работы с рисунками и текстом учебника, умения выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы;
- развивать познавательную активность учащихся
- воспитывать положительное отношение к совместному труду, гигиену органа зрения
Планируемые результаты
Предметные
- знать определение АНАЛИЗАТОР, общий план строения зрительного анализатора;
- знать строение глаза;
- знать механизм восприятия зрительных раздражений,
- уметь на модели глаза находить и показывать его основные части
- уметь находить ответы на поставленные учителем вопросы
- уметь использовать термин анализатор в определении зрительного анализатора
- уметь объяснять механизм восприятия зрительных раздражений
Метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе  информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли;
Познавательные:
- работать  с учебником;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:  
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Метод: частично-поисковый.

Основные термины и понятия: Анализатор. Раздражение. Восприятие. Сетчатка. Глазное яблоко. Склера. Сосудистая оболочка. Зрачок. Радужка. Колбочки. Палочки. Стекловидное тело. Желтое пятно. Слепое пятно. Хрусталик. Рецептор. Аккомодация. Рефракция


Изучение нового материала.

Начинается с постановки проблемы.
Учитель: человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем этот мир, то с восхищением, то с радостью, а то и с опаской. Всю информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств. Какие вы знаете органы чувств, перечислите пожалуйста?

Учащиеся называют: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, осязании, вкуса, равновесия.

Слайд 1.
Учитель: Значит какова цель нашего урока, попробуйте ее сформулировать,
Учащиеся формулируют цель урока: Изучить строение и функции органов чувств.
Учитель: Выражение «органы чувств» не совсем полно отражает его сложное строение и механизм восприятия раздражений. И.П.Павлов впервые употребил выражение « анализатор», подчеркивая, что анализ поступающей информации происходит в коре головного мозга. Таким образом, цель урока изучить общий план строения анализатора, более подробно рассмотреть
на примере зрительного анализатора.
Учитель: Первыми воспринимают воздействие окружающей среды рецепторы – особые окончания отростков нервных клеток. Одни рецепторы способны реагировать на звуковые волны, другие на свет, третьи на химические вещества. Таким образом, анализ раздражений происходит в высших отделах Ц.Н.С. Именно в определенных зонах коры больших полушарий возникают образы, формируются ощущения. И именно, такая сложная система получила название анализатор.

Организация работы с учебником.

Учитель: Найдите в тексте учебника на стр. 242 определение анализатор и попробуйте составить небольшую схему, показывающую общий план строения анализатора.


Части анализатора







Учитель: Запишите определение анализатор - ( лат.) ahalisis «расчленение»- это совокупность образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ раздражений в нервной системе, которые воздействуют на организм.

Слайд. № 3
Строение зрительного анализатора.
Учитель: Сегодня, как вы уже сами поставили цель, более подробно поговорим о зрительном анализатор е. Почему мы не можем сказать просто - орган зрения, а употребляем зрительный анализатор.
Учащиеся: высказывают предположения, что зрительные ощущения и образы возникают в коре больших полушарий, а сигналы проходят через особые нервы.

Учитель: Значит попробуйте сами дать определение, что такое зрительный анализатор, используя общее определение анализатор, схему « Части анализатора».Работаем в парах, помогаем друг другу, а далее мы сравним работу каждого с общей схемой анализатора.


(Учащиеся составляют определение, используя схему и определение «Анализатор»).
Проверка самостоятельной работы, обсуждение, корректировка неточностей.).
Учащиеся записывают определение. Зрительный анализатор- это система, состоящая из рецепторов, обеспечивающих восприятие зрительных раздражений, зрительного нерва и зрительной зоны КБП, где происходит анализ этих ощущений.
Учитель: Где же находятся рецепторы зрительного анализатора?
Учащиеся делают предположение, что рецепторы находятся в глазу
Слайд№ 4
Учитель: Значит, нам надо изучить строение глаза и выделить его основные части. Используем текст учебника стр. 244. На основе содержания текста «Строение глазного яблока», прежде всего рассмотрите местонахождение и вспомогательный аппарат: глазницы, мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны, защищены веками, ресницами, бровями, слезная железа- выделяющая секрет- слезы, которые увлажняют и промывают глаз. При составлении схемы, можно начать свой рассказ словами : « Глазное яблоко покрыто тремя оболочками.». Перескажите друг другу
Слайд № 5
.











(Комментарий одного ученика, класс проверяет свою работу и сравнивает со схемой на слайде, исправляет ошибки и неточности).

Учитель: показывает строение глаза на разборной модели, указывается функция каждой части глаза.
Учитель: Каким же образом происходит восприятие света и дальнейший ее анализ? Чтобы ответить на этот вопрос мы опять обратимся к тексту учебника на стр.247. Прочитать эту часть учебника на стр.247.Прочитайте эту часть параграфа и ответьте на следующие вопросы?
Какова роль рецепторов сетчатки?
Ученики. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы.
Слайд № 6
Учитель: Фотохимические процессы в рецепторах очень сложны. Под действием света происходит цикл фотохимических, фотофизических превращений зрительного пигмента с обязательным участием витамина А. Это лишь первоначальный процесс трансформации световой энергии в нервное возбуждение, которое по зрительным нервам доходит до коры больших полушарий.
Почему пучок света попадает точно на сетчатку? Какие элементы глаза обеспечивают такое действие?
Ученики: Благодаря хрусталику пучок света точно фокусируется на сетчатку, т.к. хрусталик меняет свою кривизну.
Слайд № 7
Учитель: Рассматривая предметы, находящиеся вблизи, хрусталик становится выпуклым, а при рассматривании дальних предметов более плоским. Это явление носит название аккомодацией. Изменяется кривизна благодаря ресничным мышцам, которые прикрепляются к хрусталику.
Учитель: Где происходит первичный анализ зрительных раздражений? Почему говорят «Все кошки ночью серы?»
Ученики: Первичный анализ происходит уже в рецепторах глаза – палочках и колбочках, которые находятся в рецепторах глаза. Палочки – это рецепторы сумеречного освещения, колбочки – дневного освещения и они способны различать цвета.
Слайд №8
Учитель: Посмотрите на таблицу и определите- в каком виде получается изображение на сетчатке и почему?
Ученики: Изображение на сетчатке получается перевернутым, подчиняется закону физики.
Учитель: Изображение на сетчатке получается мнимым и перевернутым благодаря преломлению света проходящему через хрусталик. Как я вам уже сказала, изменение кривизны хрусталика называется аккомодацией, в результате которого и получается данное изображение. А в дальнейшем изображение переворачивается в головном мозге, благодаря его работе. Этот процесс носит название рефракция. В зрении участвуют оба полушария головного мозга, каждый, из которого получает информацию как от правого, так и от левого глаза. Таким образом, предметы воспринимаются в объемном изображении и относительно удалены в пространстве. Такая способность получила название стереоскопического зрения.
Учитель: Подумайте. Почему говорят «Глаз смотрит, а мозг видит?»
Ученики: Потому что полный анализ зрительных ощущений происходит в зрительной зоне КБП. Здесь возникают образы.
Учитель: Но нельзя сказать, что в возникновении образов играет только зрительная зона, т.к. головной мозг- это единое целое и все зоны взаимосвязаны друг с другом, Вот почему существует зрительная память, мы можем проводить ассоциации между формой, цветом увиденного. Работа мозга - это сложный механизм взаимосвязанных участков.
Гигиена зрительного анализатора:
Слайд № 9
Предупреждение глазных инфекций (коньюктевит).
Предупреждение косоглазия.
Борьба с помутнением хрусталика
Травмы глаз.
Слайд № 10
Предупреждение близорукости и дальнозоркости.
Закрепление: Выпишите в тетрадь все новые слова, и попробуйте задавая вопросы друг другу объяснить значение некоторых ( работа в парах). Учащиеся проводят взаимопроверку.
Рефлексия Учащиеся оценивают свои учебные действия.
Могу - объяснить значение терминов, изученных на уроке ,объяснить механизм восприятия зрительных раздражений.
Знаю - строение зрительного анализатора ,называю основные части.
Умею - находить ответы на вопросы, работая с текстом
Могу - использовать наглядности при объяснении изученного материала.
Оценки за урок.
Домашнее задание: Зарисовать строение глаза. Учить параграф 48 – 50.
Материально – техническое обеспечение урока
Литература: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология Человек. 8 класс, М: Дрофа 2015
Рабочая тетрадь к учебнику.
Печатное пособие: Таблица «Зрительный анализатор».
Модель: Разборная модель «Строение глаза».
Интернет ресурсы: Презентация.



:
Материально-техническое обеспечение урока

Список использованной литературы

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белев И.Н. Биология Человек 8 класс М: Дрофа, 2010


Печатное пособие
Таблица «Зрительный анализатор»

Модель
Разборная модель «Строение глаза»

Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.medicinform.net/human/anatomy/anatomy5.htm

Центральный отдел (спец. зоны КБП)

Проводниковый. отдел (чувствительные нервы)


Периферич. отдел (рецептор)

Сетчатка

Глазное яблоко


Фиброзная оболочка

Сосудистая оболочка

склера

роговица

радужка

зрачок

Пигментные клетки

Кров. сосуды

Фоторецепторы:
Палочки и колбочки

Желтое пятно

Слепое пятно

хрусталик

Стекловидное тело