Конспект урока по литературе на тему Очерк жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина


Тема: Очерк жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина.Задачи:
Образовательные:
- познакомить учеников с биографией и творчеством писателя;
- изучить особенности бунинской прозы и поэзии;
- изучить отношение автора к революции на примере дневников «Окаянные дни»;
- признаки бунинской прозы на примере рассказа «Антоновские яблоки».
Развивающие:
- развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
- развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
- развивать умение делать выводы и обобщения.
Воспитывающие:
- привить учащимся чувство прекрасного;
- воспитание культурного читателя.
Этапы урока
1)Организационный момент
2)Вступительное слово учителя
3)Проза Бунина
4)»Антоновские яблоки»
5)Слово учителя
6)»Окаянные дни»
7)Слово учителя
8)Рефлексия
9)Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина, изучим особенности ео произведений.
Биография писателя (сообщение ученика).
Бунин Иван Алексеевич (1870—1953), прозаик, поэт, переводчик.
Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.
Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится всё более заметен и как поэт, и как прозаик.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства.
Сам писатель жил предчувствием надвигающейся катастрофы. Он ощущал неотвратимость нового исторического излома. Это чувство заметно в рассказах 10-х гг. «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).
Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием, запечатлев «кровавое безумие» в дневнике, позже изданном в эмиграции под названием «Окаянные дни» (1918 г., опубликован в 1925 г.).
В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.
Повесть «Митина любовь» (1925 г.), книги рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику. В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.
В 1930 г. в Париже вышел роман с очевидной автобиографической «подкладкой» — «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это — событие, за которым, по существу, стоял факт признания литературы эмиграции.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.
Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Запишем в тетрадь основные даты
Годы жизни 1870 – 1953
Пушкинская премия за стихотворный сборник «Листопад» 1903
В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком
1920 г уехал жить во Францию
Нобелевская премия за поэтизацию уходящей дворянской культуры 1933г.
3.Проза Бунина.
Первые стихотворения опубликовал в 1885 году, последние в 1952. Одинаково владел прозой и стихом. Для читателей сначала появился как прозаик, затем как поэт. Под конец жизни его публика стала забывать, что он поэт. Свои книги он выпускал так: половина книги – стихи, половина – проза. Все образы из стихотворений переходили в рассказы.
Внимательно послушайте стихотворение Бунина, я задам вам вопросы.
1.»Крещенская ночь.»
Какова основная мысль этого стихотворения? – зима, все спит, природа спит.
Как развивается эта мысль?
В какой лирике исполнено это стих-е? ( лирическая или патриотическая? – лирическая…
2».Одиночество»
3.»Родина».
4.»Антоновские яблоки» (сообщение ученика).
5.Слово учителя.
Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе "Антоновские яблоки", который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается ("...Вспоминается мне ранняя погожая осень") и заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу заметал...") нетрадиционно. Образуется своеобразное "кольцо" - интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.
А.Т.Твардовский говорил, что Бунин "обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям".
- Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.
Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
- Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина - "описывается всё то что попадает под руку". Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру - это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм - направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).
Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки - это богатство ("Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась"). Антоновские яблоки - это счастье ("Ядрёная антоновка - к весёлому году"). И наконец, антоновские яблоки - это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и поредевшими садами", "кленовыми аллеями", с "запахом дёгтя в свежем воздухе" и с твёрдым сознанием того, "как хорошо жить на свете".
Вывод запишем в тетради.
В рассказе "Антоновские яблоки" отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.
6.»Окаянные дни» (сообщение ученика).
7.Слово учителя.
В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России в октябре 1917 г. Это даже не дневник в строгом смысле слова, поскольку писатель восстанавливал записи по памяти, художественно их обрабатывая. Закопал записи в Одессе, в саду, но потом не нашел их. Восстановил достаточно точно. Бунин уехал из России. Опубликовал « О.д.» во Франции. Он воспринимал большевистский переворот как разрыв исторического времени.
«Окаянные дни» и изданы в 1935 году. Книга о революции и Гражданской войне — монолог, страстный и предельно искренний, написанный человеком, считавшим революцию проклятием родной земли. Она воспринималась Буниным как «вакханалия» жестокости, как бунт Стеньки Разина, который был «прирождённым разрушителем» и «не мог думать о социальном». Начавшаяся после неё Гражданская война стала новой трагедией народа — это одна из главных мыслей книги.Что больше всего волновало Бунина? О чём его боль? «Опозорен русский человек». И ещё более горько: «опротивел человек». «Гигантская общественная катастрофа, постигшая Россию, — писал О.Н. Михайлов, — нашла здесь прямое и открытое выражение и в то же время отразилась на всём художественном мире Бунина, резко сменив его акценты».
Запишем вывод в тетради.
Воссозданная Буниным картина «окаянных дней» России является гуманистической. Бунин видит в основе трагизма мира не контраст добра и зла, а контраст красоты и уродства. Одной из центральных тем является судьба и развитие русского языка и литературы.
8.Рефлексия
Почему рассказ называется «Антоновские яблоки»?
Каковы особенности бунинской прозы, на примере «Антоновских яблок»?
Как Бунин относился к революции в дневниках «Окаянные дни»?
9.Домашнее задание.
Написать ответы на вопросы. Ответ предполагает 5-10 предложений.
1)Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?
2)В каких произведениях классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чем эти произведения можно сопоставить в « вишневым садом»?
3)Прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».