Рабочая программа по предмету Музыка и пение 3-4 класс ОВЗ


Ирбитское муниципальное образование
муниципальное общеобразовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа»
Приложение № ___
к Адаптированной образовательной программе начального общего, основного общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МОУ «Килачевская СОШ»
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка и пение»
1 – 4 классы
Составитель Коновалова Изольда Васильевна, учитель
с. Килачевское,
2016 гРабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» для 1 - 4 классов составлена на основе нормативных документов:
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Килачевская СОШ»
- «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой.
- программы И.В. Евтушенко по предмету «Музыка и пение» для I–VIII классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Издательство «Владос», 2001 год.
Пояснительная записка
«Музыка и пение» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры, создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка,
Задачи:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Логические связи курса с другими учебными предметами. Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду.
При этом учитывается, что искусство зарождается и существует сразу в нескольких предметно-пространственных средах: среда исторической эпохи; пространство природы и среды жизни; пространство и время творения музыкальных произведений; предметно-пространственные представления музыканта-автора; среда общения музыканта и живущих рядом людей; художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки; пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит; пространство звука, цвета, света, движения и т. д. Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность: - включать разные типы художественного мышления; - визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности; - осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства. Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
3. Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане, на предмет «Музыка и пение» в I–IV классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год), весь курс обучения составляет 136 часов.
Планируемые результаты
Освоение обучающимися учебного предмета «Музыка и пение», предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Связь базовых учебных действий с содержанием учебного предмета.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
2. Основное содержание
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:
музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа.);
техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);
музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.
ПРОГРАММА
1 класс
(1ч в неделю)
ПЕНИЕ
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Певческий диапазон (ре1 — си1).
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Веселые гуси. Украинская народная песня.
В т о р а я ч е т в е р т ьЧто за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ьПо малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.
Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Музыкальные произведения для слушания
И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».
Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Д. Кабалевский. Клоуны.
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
М. Глинка. Полька.
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
характер и содержание музыкальных произведений;
музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Учащиеся должны уметь:
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
различать песню, танец, марш;
передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
2 класс (1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь На горе-то калина. Русская народная песня.
Каравай. Русская народная песня.
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
В т о р а я ч е т в е р т ьКак на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Т р е т ь я ч е т в е р т ьПесня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ьБабушкин козлик. Русская народная песня.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини. Менуэт.
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
Рамиресс. Жаворонок.
С. Рахманинов. Итальянская полька.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
характер и содержание музыкальных произведений;
музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
3 класс
(1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различат ь мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
В т о р а я ч е т в е р т ь Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Т р е т ь я ч е т в е р т ьСтой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
4 класс
(1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др. Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
В т о р а я ч е т в е р т ьКолыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.
Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ьАх вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Во кузнице. Русская народная песня.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания
В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
Монте. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
4. Тематическое планирование
классОсновные разделы
3 классСтруктура музыкальных произведений – 9 час.
Музыка моего народа – 7 час.
Музыка других народов – 10 час.
Музыкальные инструменты – 8
Итого – 34 час.
классСказочные образы в музыке – 9 час.
Марши, танцы – 7 час.
Музыка в жизни человека – 10 час.
Народные музыкальные инструменты – 8 ч
Итого – 34 час.
5. Материально-техническое обеспечение
музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа (ксилофон, народные инструменты);
техническими средствами обучения (музыкальный центр);
музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, , нотная и методическая литература).
6. нормы оценки знаний
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Знания и умения, учащихся по музыке и пению оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
чисто интонирует, самостоятельно исполняет выученные песни;
легко справляется с ритмическими заданиями;
понимает дирижёрские жесты учителя;
умеет слушать музыку и верно высказывается о ней;
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при интонировании допускает неточности, затрудняется исполнять самостоятельно выученные песни;
ритмические задания выполняет только по показу учителя;
умеет слушать музыку, но не совсем верно высказывается о прослушанном произведении;
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
не запоминает мелодию и слова песе

Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема Дата по плану Дата по факту
1.
ЧЕТВЕРТЬ Структура музыкальных произведений
Структура музыкальных произведений 2 - 3.
Одночастные музыкальные произведения. 4.- 5.
Двухчастные музыкальные произведения.
6-7
Трехчастные музыкальные произведения.
. 8-9
Различение на слух частей произведения. Двухчастнаятрёхчастная 10
2 ЧЕТВЕРТЬ Музыка моего народа –
Музыка моего народа
11. 12.
13 Русская народная песня14.
15
Частушки16 Русская песня - душа народа. 17 3 ЧЕТВЕРТЬ
Музыка других народов
Музыка других народов 18-19
Музыка Украины20-21
Музыка Молдавии22-23

Музыка Беларусии24 Музыка народов Кавказа25 Зарубежная музыка26 Обобщение темы. 27 4 ЧЕТВЕРТЬ
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты 28-29
Знакомство с балалайкой30-31
Знакомство с саксофоном32-33

Знакомство с виолончелью. 34
Различение музыкальных инструментов на слух. Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п Тема урока Дата по
плану Дата пофакту
1. Сказочные образы в музыке.
(9 часов)
Сказочные сюжеты в музыке. 2. Сказочные сюжеты в музыке. . 3. Сказочные сюжеты в музыке. 4. Сказочные образы в музыке. . 5. Сказочные образы в музыке. 6. Сказочные образы в музыке. 7. Сказочные образы в музыке. 8. Динамические оттенки в изображении сказочных образов.
9. Контрольный урок по теме: «Сказочные образы в музыке» 10. Марши, танцы
(7 часов)
Военные марши. .
11. Спортивные марши. . 12. Праздничные марши. 13. Вальс. 14. Полька. 15. Хоровод. Динамические оттенки. 16. Контрольный урок по теме: «Марши, танцы» 17. Музыка в жизни человека.
(10 часов)
Развлекательная музыка. 18. Развлекательная музыка. 19. Спортивная музыка. . 20. Спортивная музыка. 21. Музыка для отдыха. 22. Музыка для релаксации. 23. Оркестр народных инструментов. 24. Оркестр народных инструментов. . 25. Состав оркестра народных инструментов. 26. Контрольный урок по теме: «Музыка в жизни человека» 27. Народные музыкальные инструменты.(9 часов) 28. Домра, балалайка. 29. Гусли, мандолина. 30. Гармонь, баян. 31. Ложки, трещотки. 32. Рожок, свиристель. 33. Различение инструментов на слух. 34. Повторение пройденного материала. 8. Контрольно-измерительные материалы
3 класс
Проверочный итоговый тест
1.Композитор – это…
- автор слов;
- автор музыки;
- автор картины.
2. Ансамбль из трех исполнителей – это…
-дуэт;
соло;
-трио.
3. Хор – это коллектив…
- танцоров;
- певцов;
- художников.
4. Динамика в музыке – это…
скорость в музыке;
- сила звучания музыки;
- высота звуков.
5. Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…
- симфонический оркестр;
- оркестр народных инструментов;
- духовой оркестр.
6. К группе струнных инструментов относятся…
- фортепиано;
- баян;
- гитара;
- ложки;
- гусли;
- скрипка.
7. Темп в музыке – это…
- сила звучания;
- скорость в музыке;
- высота звуков.
8. Песня – это музыка…
- под которую танцуют;
- которую поют;
- под которую маршируют.
9. Исполнитель – это …
- тот, кто сочиняет музыку;
- тот, кто исполняет музыку;
- тот, кто слушает музыку.
10. Тембр в музыке – это…
- сила звучания;
- скорость в музыке;
высота звучания.
Проверочный итоговый тест в 4 классах
Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
2Выберите верное утверждение:
      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.
      3. Выберите верное утверждение:
      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.
3.Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
4.Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
5.Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября

6 Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…- симфонический оркестр;
- оркестр народных инструментов;
- духовой оркестр.
7.К группе струнных инструментов относятся…
- фортепиано;
- баян;
- гитара;
- ложки;
- гусли;
- скрипка.
8. Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных
инструментов?
а) скрипка, флейта, труба б) баян, гусли, свирель
4. Какие инструменты народного оркестра относятся к струнной группе?
а) домра, балалайка, гуслиб) скрипка, альт, виолончель, контрабас5. Существуют ли оркестры русских народных инструментов в наши дни? а) нет б) да6. Кто управляет оркестром? а) дирижер б) скрипач
9. Подпиши под рисунками названия инструментов

10.. Песня – это музыка…
- под которую танцуют;
- которую поют;
- под которую маршируют.
Верные ответы выделены жирным шрифтом.
9. мониторинг для 3-4 классовзнать/ уметь
ФИ учащегося характер и содержание музыкальных произведений;
музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Дата проверки: Сформировано – 2, сформировано частично – 1, не сформировано – 0