Учебно-исследовательская работа: «Влияние Интернета на здоровье подростка»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН.
Учебно-исследовательская работа:
«Влияние Интернета на здоровье подростка»
Выполнила: Орлова Маргарита
ученица 9 в класса
МОБУ СОШ №4.
Руководитель: НасыртдиноваЛ.Б.
учитель биологии
МОБУ СОШ №4
г.Нефтекамск, 2016г
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
Обзор литературы……………………………………………………………4-7
1.1.Что такое Интернет?....................................................................................4
1.2 Положительные и отрицательные черты влияния Интернета………..4-5
1.3. Понятие и критерии Интернет – зависимости………………………......6
1.5. Причины и последствия интернет-зависимости………………………8-7
Материал и методика…………………………………………………………..8
Результаты исследований …………………………………………………9-10
Выводы………………………………………………………………………...11
Литература…………………………………………………………………….12
Приложения …………………………………………………………….....13-20
Введение
Интернет- это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. Интернет – великое чудо, открывающее перед нами всё большие и новые возможности. Но проанализировав информацию, полученную мной из различных источников (в том числе из Интернета) можно сказать, что и отрицательного влияния очень много.
Цель: исследование проблемы интернет зависимости ,степени распространенности и особенностей этого явления.
Задачи работы:
Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность и здоровье подростка.
Выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернета учащихся нашей школы и города.
Актуальность  выбранной  темы  не вызывает сомнений: по статистике: в мире  интернет  - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. Результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики Интернет-зависимости в школьном возрасте.
Гипотеза : интернет-зависимость отрицательно влияет на здоровье подростка.
Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики Интернет-зависимости в школьном возрасте.
1. Обзор литературы.
1.1. Что же такое Интернет?
Интернет — гигантская всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч сетей всего мира. Её назначение — обеспечить любому желающему постоянный доступ к любой информации. Интернет предлагает практически неограниченные информационные ресурсы, полезные сведения, учёбу, развлечения, возможность общения с компетентными людьми, услуги удалённого доступа, передачи файлов, электронной почты и многое другое. Интернет обеспечивает принципиально новый способ общения людей, не имеющий аналогов в мире. [10]
1.2. Положительные и отрицательные черты влияния Интернета
Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например, уехал оттуда, а возможности вернуться нет!
В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь — отправишь электронное письмо хоть на край света. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью Internet можно даже звонить по телефону. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё.
Минусы интернета. Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучиться правильно подбирать и колоть наркотики.
Дети смотрят на взрослых, дети впитывают информацию как губка - и что они получают из Интернета? Достаточно зайти на некоторые сайты, и вы сами всё поймете.
В Интернете появились хакеры, гробящие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить. К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. [4]
Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером.
1.3.Понятие и критерии Интернет – зависимости.
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".[3]
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:Психологические симптомы:
1.  Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2.  Невозможность остановиться;
3.  Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4.  Пренебрежение семьей и друзьями;
5.  Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6.  Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7.  Проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. Перенапряжение мышц;
2. Сухость в глазах;
3. Головные боли по типу мигрени;
4.  Боли в спине;
5.  Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. Пренебрежение личной гигиеной;
7.  Расстройства сна, изменение режима сна.[3]
1.4.Причины и последствия Интернет-зависимости.
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях. И к такому типу личности относится подросток. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную - им станут компьютерные игры. [1] Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
3)чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;
4)  неограниченный доступ к информации.[5]
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.
2.Материал и методика.
Теоретические положения моего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Я провела тест на интернет-зависимость по Кимберли Янг, было опрошено 109 учеников школы.
Я посетила детскую поликлинику кабинет детского психолога с целью выяснения статистических данных интернет-зависимых подростков.
Беседовала с подростковым психологом Мариной Валерьевной из Дворца Молодежи ,где также выясняла статистические данные о интернет-зависимых подростках.
Посетила медицинский кабинет школы, где изучила результаты медицинского осмотра учащихся в Центре «Здоровья» .3.Результаты исследования.
1. Я провела тест на интернет-зависимость по Кимберли Янг среди учащихся нашей школы и получила следующие результаты .(Приложение 8)
- Во 2-ом «Б» классе нет интернет-зависимости у 16 человек из 26 опрошенных.
Могут контролировать свое время препровождение в интернете 4 человека.
Средняя интернет зависимость у 4-ех человек, и сильная у 2-их (Приложение 1)
- В 5 классе всего был опрошено 21 человек, нет зависимости у 12 , контролируют себя 7 человек, и у 2 человек средняя зависимость.(Приложение2)
- В 7 «Б» классе из 19-ти опрошенных , нет зависимости у 8 человек, и 11 человек могут контролировать свое время препровождение в интернете.(Приложение 3)
- В 8 «Б» кассе из 26 опрошенных нет интернет-зависимости у 8 человек, контролируют зависимость 16 человек, средняя зависимость у 1 человека, сильная у 1 человека. (Приложение 4)
- В 9 «В» классе из 17 опрошенных у 7 нет интернет-зависимости ,6 человек контролируют зависимость, средняя зависимость у 3 человек и сильная у 1 человека. (Приложение 5)
-Всего тестирование прошли 109 человек, что составляет 17% от общего числа учащихся (639). Из числа опрошенных сильную интернет-зависимость имеют- 4 учащихся- 3.7%. (Приложение 10,11)
2. Я посетила детскую поликлинику кабинет детского психолога, где узнала, что количество детей в возрасте от 7-18 лет в нашем городе составляет 14611человек (на 1 июня 2015г).. Психолог рассказала, что среди детей нашего города есть интернет-зависимые и последствиями этой зависимости являются заболевания опорно-двигательной, нервной системы, органов зрения. Подростки с интернет –зависимостью становятся агрессивными, апатичными и часто болеют. К большому сожалению, статистических данных о интернет-зависимых подростках у них не оказалось (Приложение 6,7).
3. Также я посетила психолога Марину Валерьевну, где ознакомилась со статистикой интернет-зависимых подростков. По нашему городу она не такая страшная. В 2013 году в кабинет психолога с этим недугом обратилось 10 человек, из них 7 родителей. В 2014 году обратилось 11 человек. В 2015- 10 человек, из них только 5 детей. В других случаях обращались родители, но привести детей к психологу им не удалось. Проблема интернет-зависимости существует во многих семьях, но, к большому сожалению, дети отказываются это признавать и не обращаются к специалисту. (Приложение 9)
4. 1 сентября 2014 учебного года в 1-б класс было принято 30 детей. Они получили справку из детского сада о состоянии здоровья. У 2-х учащихся было нарушение зрения.
По результатам медицинского осмотра 2015 года, только во 2-б классе нарушение зрения обнаружено у 9-х учащихся и это спустя 1,5 года обучения в школе. (Приложение 12,13)
Выводы:
1. Интернет- это одно из величайших изобретений человечества. С появлением интернета появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. Но наряду с огромным количеством преимуществ, интернет представляет собой опасность для здоровья подростка.
2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка и приводят к нарушению их социально-психологической адаптации.
3. В нашей школе и городе есть дети страдающие интернет-зависимостью. Но большинство из них отказываются признавать это, и не обращаются к специалистам.
Литература.
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
7. http://psyfactor.org/lib/addict. htm8. www.netaddiction.com/parents. htm9. http://www.fid.ru
10. http://book.kbsu.ru/theory/chapter2/1_2_27.html
11. http://www.cpsr.org
12. http://psynet. carfax.ru
Приложения:
приложение SEQ приложение \* ARABIC 1

приложение SEQ приложение \* ARABIC 2

приложение SEQ приложение \* ARABIC 3

приложение SEQ приложение \* ARABIC 4

приложение SEQ приложение \* ARABIC 5
Посещение детской поликлиники

приложение SEQ приложение \* ARABIC 6

приложение SEQ приложение \* ARABIC 7
Приложение 8. Тест на интернет зависимость (Кимберли Янг)
№П/П Вопросы тестирования Варианты ответов
Никогда Редко Иногда Обычно Часто Всегда, Нет ответа,
1 Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал  
2 Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете  
3 Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем).  
4 Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми).  
5 Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете  
6 То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому.  
7 Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам  
8 То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник)  
9 Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа
10 Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя
  отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах              
11 Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. 12 Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной 13 Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким. 14 Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете 15 Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете. 16 Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. 17 Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете 18 Ты пытаешься скрыть от других сколько времени проводишь в Интернете 19 Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми 20 Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете Все ответы тестов оцениваются по пятибалльной шкале:
0-никогда
1-редко
2- иногда
3- обычно
4-часто
5-всегда
Исходя из результатов тестирования, даются следующие характеристики испытуемым:
Меньше 20 баллов: «У тебя нет Интернет-зависимости."
20 – 39 баллов: "Ты много времени проводишь в Интернете и ты в силах себя контролировать."
40 – 59 баллов: У тебя средняя Интернет-зависимость. Интернет оказывает влияние на твою жизнь и является причиной некоторых проблем." Больше 60 баллов: "У тебя сильная Интернет-зависимость. Интернет является причиной многих проблем в твоей жизни."Обратившиеся к психологу с проблемой интернет-зависимости
Родители Дети Всего
2013 7 3 10
2014 6 5 11
2015 5 5 10
Приложение 9
Общие данные о интернет-зависимости по школе №4

приложение 10

приложение 11
Результаты медицинского осмотра учеников 2-б класса в Центре «Здоровья».

Приложение 12

приложение 13