Анализ библейских глав романа М.Булгакова Мастер и Маргарита


Анализ библейских глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Вишенская средняя школа»
Белогорского района
Республики Крым
Медведева Наталья Антоновна
Цель урока: 1.Проанализировать библейские главы романа.
2. Осмыслить глубинные нравственнее проблемы.
3. Показать детям воспитательное значение романа.
Оборудование: портрет писателя, розы – символ христианства, плакат в центре доски, закрытый белой и черной материей, магнитофон.
Плакат 1:
«Власть – право и возможность распоряжаться кем-нибудь, подчинять своей воле»
Плакат 2:
«Совесть – чувство нравственности за свое поведение перед окружающими любви, обществом»
Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом
смотреть сквозь себя на Христа,
а другим – на современную свою повседневную жизнь.
М.Пришвин
Погубивши единую душу, губит весь мир,
а спасший невинного
– спасает все человечество.
Библия
На свете нет злых людей, есть люди, которые
не знают, как делать добро.
Сократ
Ребята, сегодня мы познакомимся с романом в романе М.Булгакова, постараемся проанализировать библейские главы. Мы должны увидеть, что роман М.Булгакова о любви, о нравственном долге, о цельности мира, неразрывности света и тьмы. Наша задача – стать на сторону добра.
/Звучит колокольный звон/
На партах перед вами лежат отрывки из поэтических произведений различных авторов. Будьте добры, прочитайте их.
/Дети читают высказывания поэтов/
И вот… Без музыки, за серой пеленой
Ряды задвигались… надежда унывает.
И над ее поникшей головой
Свой черный флаг мученье развевает.
Ш.БодлерИ просыпается, когда в одеждах черных
Приходят матери в смятенье и тоске
Вручить ему медяк, завязанный в платке,
Над грудою зловонной.
А.Рембо
Весною деревья рисуют девушек
И своей белоснежной невинностью
Наделяют их образы.
Э.МелитонянНежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной.
В белом венчике из роз
Впереди Иисус Христос.
А.Блок
Вы давно замечтались о горной весне,
Ваша мысль в голубом, ваша жизнь – в белизне.
Дева белых снегов, голубых ледников,
Как идет к тебе Роза Ветров.
К.Бальмонт
Мы – источник веселья и скорби рудник
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
О.Хайям
Ход урока
|. Организационный момент
||. Актуализация знаний. Постановка целей урока
1.Вступительное слово учителя
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникли с белым и черным цветом?
- Белый цвет- символ чистоты, нежности, преданности, надежности, верности. Черный цвет олицетворяет горе, печаль, смерть, тоску, траур. Это символ зла.
Учитель:
Сегодня мы наблюдаем повышенное внимание писателей и поэтов к личности Христа, чем оно вызвано?
- В мире хаоса, переоценке духовных ценностей, образ Иисуса вновь становится высшим нравственным идеалом для человека и человечества, указывающим путь к добру, любви и милосердию.
А сейчас обратимся к анализу библейских глав романа.
2.Беседа
2 глава
Время действия 1 сутки. День недели – пятница. Это день накануне великого праздника иудеев – Пасхи и пасхальная ночь. События 2 главы воспроизводятся в воображении Ивана Бездомного силою Воланда, а затем в его сне, который он видит в сумасшедшем доме.
Прочтите, пожалуйста, сцену допроса Иешуа.
/Звучит выразительное чтение отрывка/
Кто, по вашему мнению, является воплощением идеального, нравственного человека в романе?
- Иешуа Га-Ноцри, исповедующий добро как высшую ценность. Он утверждает, что злых людей на свете нет. Разбойников и предателей называет несчастными, и верит, что настанет царство истины и справедливости, где не надобно будет никакой власти.
Какое чувство вызывает у вас бродячий философ?
/Ответы детей/
Вы правы, ребята, Иешуа – обыкновенный человек, он, так же страдает от боли и радуется освобождению от нее, как и все люди. Простота его убедительна и всесильна. Но что же происходит в душе Понтия Пилата?
-Прокуратор жесток, но и он начинает внутренне подчиняться его влиянию, сам себе удивляется и мучается сознанием, что он упускает что-то важное для будущего бессмертия. Войдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает запах розового масла, который примешивается к запаху кожи. Как он ненавидел этот запах.
Как вы расцениваете поведение этих героев?
/Ответы учащихся/
-Создается впечатление, что Иешуа – обычный смертный человек, по-детски доверчивый, простодушный, наивный, но вместе с тем мудрый и проницательный. Он слаб физически, но силен духовно, является воплощением лучших человеческих качеств. Поражает милосердие Иешуа. Понтий Пилат наделен тоталитарной властью, им владеет недоверие, подозрительность, страх, двуличие. Он олицетворяет силу власти, а Иешуа – истину.
Как вы понимаете истину Иешуа?
/Ответы детей/
А в чем суть учения странствующего философа?
-Га-Ноцри уверен, что Марк Крысобой – добрый человек, и если бы ему удалось поговорить с ним, он бы изменился, перестал быть злым.
Найдите в тексте эпизод, где прокуратор старается спасти Иешуа, заставив его солгать. Поддается ли соблазну бродячий философ?
- Иешуа понимает, что от его слов зависит его судьба, и все же ради истины он не произносит ни слова неправды. Если бы он покривил душой, то весь смысл его учения исчез бы, ибо добро – это правда! «А правду говорить легко и приятно».
Удалось ли Иешуа Га-Ноцри растопить сердце Понтия Пилата, разбудить в нем доброе начало?
- Пилат проникся учением Иешуа. Он знает, что можно спасти его жизнь, однако его практический ум сопротивляется этому. Он не может руководствоваться интуицией. Понтий Пилат отправляет философа на казнь и одновременно чувствует вину за содеянное. В нем проснулась совесть! Поэтому он таким страшным голосом кричит, что царство истины никогда не наступит, а сам он ничего не сделал, чтобы оно наступило!
16 глава
Сейчас мы с вами обратимся к 16 главе. Прочитать сцену казни. Чем своему учителю хочет помочь Левий Матвей? Как он ведет себя?
/Ответы детей/
«Страдание осужденных».
/Чтение этого отрывка учителем наизусть/
/Ученик читает наизусть стихотворение Н.Гумилева/
…Неужто ль тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая, дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетия поплывут из темноты.
Это стихотворение Н.Гумилева еще раз подтверждает, что тема казни Иисуса Христа до сих пор будоражит умы писателей и поэтов. А мы с вами переходим к анализу 25 главы.
25 глава
/Задания по группам/
1 группа: анализ эпизода обеда.
2 группа: анализ разговора Понтия с первосвященником.
3 группа: анализ разговора Понтия с Афранием.
/Выступления групп/
26 глава
При анализе 26 главы, что вы можете сказать о Понтии Пилате?
3.Дискуссия с чтением и анализом фрагментов романа.
/Ответы детей/
-Понтий Пилат овладел искусством политической игры, научился хитрить и лицемерить. Он служит верой и правдой императору Тиверии, но император не вызывает у него чувство поклонения. Он боится его, боится за свою карьеру. И все-таки совесть в душе Пилата побеждает. Он организует убийство осведомителя Каифы Иуду.
Раскройте сцену убийства Иуды.
/Вступление ученика/
Прочитайте сон Понтия Пилата и сделайте вывод.
-Совесть победила власть, мы видим раскаяние. И в конце романа мы видим Понтия молящимся на горе за свои грехи.
А сейчас, ребята, я хотела бы спросить вас, как вы оцениваете наш урок и свое участие в нем?
/Ответы детей/
|||.Итоги урока:
Молодцы, ребята, вы правильно поняли цели и задачи урока, вы умеете различать добро и зло, а в будущем вы будете не объектами, а субъектами жизни. Вы будете активными, самостоятельными людьми, научитесь творчески подходить к решению проблем. Будете всегда ответственны за свои действия. На уроке мы с вами столкнулись с величайшими истинами, которые выдерживают проверку временем.
Сергей Шмелев, оказавшись за границей, потерял сына, Родину. К нему, голодному и холодному, в незнакомой стране подошел татарин, предложил картошки и немного махорки. «А знаешь, - сказал писатель, - наша горящая свеча похожа на ваш минарет. И не все ли равно, в какого Бога мы верим, ты протянул мне руку помощи, значит, мы братья…»
Давайте сейчас возьмемся за руки и взойдем на то место, откуда станем совершать паломничество все время, каждый день.
/Дети выходят к доске, берутся за руки, а учитель открывает на доске закрытый плакат/
Да, это Голгофа нашей совести.

Домашнее задание.
Постарайтесь ответить на вопросы:
Говорят: «Добро должно быть с кулаками». Добро требует, чтобы за него боролись, но не теми средствами, которые использует зло.
Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время?
Какие пороки на ваш взгляд, являются особо опасными? Почему?
Что в нашей сегодняшней нравственной жизни выступает прообразом, предвестником будущего?
С какой моральной проблемой, на ваш взгляд, чаще всего сталкивается человек сегодня?