Интегрированный спаренный урок по русскому языку и литературе «Анализ эпизода «Проигрыш Ростова в карты» — сочинение -рассуждение в формате ЕГЭ»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
План-конспект интегрированного урока по русскому языку и
литературе на тему
«Анализ эпизода «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову» из романа Л.Н. Толстого «Вона и мир» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»
Аудитория: обучающиеся 10 класса
Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Адрес школы:
Воронежская область,
Подгоренский район,
с. Сергеевка, ул. Есенина, 34
2013 г.
Цель урока:
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;
Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.
Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).
Задачи урока:
Научить и научиться:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Война и мир», листы оценивания.Ход урока1. Вступление, целеполагание.Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа
Л. Толстого «Война и мир»
2. Просмотр видеофрагмента «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову». Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей…5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», — думал Николай.11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.
12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», — говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
22)«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» — подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto...  HYPERLINK "http://ilibrary.ru/text/11/p.80/index.html" \l "fn1" 1 Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. — И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. — Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» — подумал он.
24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- легкомыслия и малодушия;
- исцеляющей атмосферы в семье;
- истинных и ложных ценностей;
- спасения души посредством приобщения к прекрасному;
- роль музыки в жизни человека;
- влияние искусства на жизнь человека;
- любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;
- что может спасти человека от рокового шага;
- неотвратимость расплаты за легкомыслие;
- мужской чести;
- слова чести для мужчины.
3) Что думает автор по поводу данных проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?
Здесь скрытая авторская позиция по всем проблемам
4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.