Урок литературы в 11 классе: Загадки романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита.

Тема урока: Загадки романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»
 Вид урока: урок – размышление 
Цели урока:
Методическая:   использование проблемного метода на уроке литературы
Обучающие:
-      организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Художественный мир романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита»;
-      создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
 
Ориентированные на развитие личности учащихся:
-       создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;
-     создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательные:
-        воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;
-        помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
 
В результате изученной темы учащиеся
должны:                                              
Знать
      основные признаки разговорной речи;
     особенности основных жанров художественного стиля;
      основные нормы речевого этикета.
Уметь
       говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
      отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
     правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
 
Межпредметные связи:
Основы христианства
Основы эстетки и культуры.
Материально – техническое оснащение:
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита». 
Используемая литература:                                                            
 В.В.Агеносов Русская литература  20 века 1 часть.
 М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
ХОД УРОКА:
I.                   Организационный момент
II.                Вступительное слово учителя 
         Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы
·
· века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство раздражения. В чем же специфика этого произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.
        Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское – его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.
 
III.             Психологическая подготовка к изучению нового материала

.       Чтение афоризмов, найденных в тексте романа

IV.              Проверка домашнего задания

1. Тема № 1 «Маргарита: «жемчужина» или ведьма?
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) вопросы
2. Тема № 2. «Способен ли Воланд на добрые поступки?»
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) вопросы

3.       Викторина

1. Запах, который «ненавидел прокуратор».
2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен       Иешуа.
3. Место гибели Иуды из Кириафа.
4. Название писательской организации, описанной в романе.
5. Жидкость, разлитая некоей Аннушкой.
6. Цвет глаз Воланда.
7. Вопрос, который «испортил москвичей».
8. Подарок Воланда Маргарите.
9. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть   на бал к Воланду.
10. Изображение на  набалдашнике трости Воланда.
11. Жидкость, в которой Маргарита совершила омовение перед балом.
12. Предмет, который подают Фриде  в наказание за грехи.
13. Самый страшный порок.
Ответы.
1.     Запах розового масла.
2.     Весенний месяц – нисан.
3.     Ершалаим.
4.     МАССОЛИТ-ДОМ ГРИБОЕДОВА.
5.     Подсолнечное масло.
6.     Правый черный, левый  зеленый.
7.     Квартирный вопрос.
8.     Подкова
9.     Щетка.
10.   Черный набалдашник  - в виде головы пуделя.
11.   Окатили кровью, а затем прозрачной розовой водой.
12.   Платок.
     13. Трусость
Тема № 3 «Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: кто прав?»
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) Вопросы
 
V. Вывод: Итак, существуют вечные полярные силы - добро и зло, Бог и дьявол. Они всегда были, есть и будут. Так стоит ли бороться со злом, противиться ему, если оно вечно и никогда на земле не победит окончательно добро?
(Ответы учащихся).
Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба добра и зла зависит от людей, от каждого человека. Человек находится как бы между двумя чашами весов. Вес какой чаши он увеличит собой, своими деяниями? От нравственного выбора каждого и зависит жизнь всех.
Записать слова                 
А. Солженицын: «Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями - она проходит через каждое человеческое сердце... Линия эта подвижна, она колеблется с годами. Даже в сердце, объятом злобой, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце - неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке. Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить.

VI.      Домашнее задание:
 Известно, что Анна Ахматова была знакома с рукописью «Мастера и Маргариты» и дала Булгакову такую оценку: «Он гений!» Прочитайте стихотворение Ахматовой 1945 г. Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастера и Маргарита»? Попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.
Чтение стихотворения А.Ахматовой
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле
Кто был убит – и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс,-
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.

VII. Рефлексия
Возможно, и самый главный вывод романа: Воланд, «дух зла и повелитель теней», появляется в Москве, центре безбожия, потому что ему уступили свое жизненное пространство бесчисленные лиходеевы, босые, алоизии, варенухи, семплеяровы, берлиозы и прочая нечисть. Если дьявол появляется в Москве, то ей грозит беда. Беспокойно спит Иван Бездомный, и снится ему «какая-то туча, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф». Очевидно, такое же ощущение катастрофы было и у Булгакова, загнанного в угол «собственными» берлиозами и латунскими. В центре мирового атеизма вместе с религией были отменены и библейские заповеди.

2.Чтение учителем отрывка из стихотворения Н. Коржавина, которое называется «Вступление в поэму».
Мне молчать надоело. Проходят тяжелые числа, страх тюрьмы и ошибок И скрытая тайна причин... Перепутано - все. Все слова получили сто смыслов. Только смысл существа остается, как прежде, один. Если мелкие люди ползут на поверхность и давят, если шабаш из мелких страстей называется страсть, Лучше встать и сказать. Даже если тебя обезглавят. Лучше пасть самому, чем душе твоей в мизерность впасть. Я не знаю, что надо творить для спасения века, Не хочу оправданий, снисхожденья к себе - не прошу... Чтобы жить и любить, быть простым, но простым ЧЕЛОВЕКОМ - я иду на тяжелый, бессмысленный риск - И ПИШУ!

3 . Просмотр фрагмента клипа «Ночной всадник».  
VIII . Подведение итогов урока.

15