Литературно-музыкальная композиция, посвященная 125-летию М.И.Цветаевой

Литературно-музыкальная композиция, посвященная
125-летию со дня рождения М.И.Цветаевой.

Цели: познакомить учащихся с основными вехами жизни поэта; увлечь поэтическим творчеством; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М.И.Цветаевой.


Учитель: Дорогие друзья, сегодня вам предстоит знакомство с замечательной женщиной и прекрасным поэтом – Мариной Цветаевой. Ее имя известно во всем мире, ее поэзия любима миллионами. Вся ее жизнь это роман с собственной душой, отраженный в стихах.
Имя Марины Цветаевой по справедливости занимает место в ряду имён лучших русских поэтов ХХ века. Ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи она выпустила свой  первый сборник стихов, который показал, что в созвездии замечательных поэтов Серебряного века зажглась новая яркая звезда. 
Литературно-музыкальную композицию приготовили для вас ученики 11-А класса.

Ведущий 2 - ___________________:
Ее надменный образ поражал современников экстравагантной простотой. Ее любили и ненавидели, признавая незаурядность ее личности. Мальчишеская походка, голос, похожий на стихи, интересно-странная речь, напоминающая стихотворную прозу. Прибавьте к этому крутой нрав, способность и готовность любить всех и вся, дикость, робость и непомерную гордость.
Ведущий 3 - ____________________:
В творчестве Марины Цветаевой и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь. Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все это ипостаси любви М. Цветаевой. Это чувство у поэтессы всегда обречено на разлуку, радость – на боль, счастье – на страдание. Стихи Цветаевой о любви полны душевного горения, острейших драматических конфликтов. Ее любовная лирика громогласна, гиперболична, неистова.
Чтец 1 «Красной кистью рябина зажглась» - _______________ (звучат колокола)
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Ведущая 1 ________________:
Родилась я 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец Иван Владимирович Цветаев профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать Мария Александровна Мейн страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам от матери, страсть к работе и к природе от обоих родителей.
Первые языки: немецкий и русский, к семи годам французский. Материнское чтение вслух и музыка. Любимое занятие с четырех лет чтение, с пяти лет писание. Все, что любила, любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, узнала до семи лет, а все последующие сорок осознавала.
Мать сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая не я. Мною она гордится, вторую любит. Ранняя обида на недостаточность любви. Детство до десяти лет старый дом в Трехпрудном переулке в Москве и одинокая дача Песочная, на Оке, близ города Тарусы Калужской губернии.

Чтец 2 «Маме» - ____________________
В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!
Ведущий 2 :
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ведущая 1:
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Ведущий 3 -:
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.
За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Вечерний альбом» 1910 и «Волшебный фонарь» (1912 г.)

Ведущая 1:
Первый сборник "Вечерний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]" Марина Цветаева издала на собственные средства в 1910 г. В него вошли 111 стихотворений, в большинстве своём ещё незрелые и наивные. Максимилиан Волошин, которому Цветаева также отдала книгу на рецензию, не увидел в "дневниковости" сборника ничего предосудительного. "Невзрослый" стих М. Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому... "Вечерний альбом" это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием", писал он в статье "Женская поэзия", опубликованной 11 декабря 1910 г. в московской газете "Утро России".

Чтец 3 «Только девочка» __________________:

Я только девочка. Мой долг  До брачного венца  Не забывать, что всюду - волк  И помнить: я - овца.  Мечтать о замке золотом,  Качать, кружить, трясти  Сначала куклу, а потом  Не куклу, а почти.  В моей руке не быть мечу,  Не зазвенеть струне.  Я только девочка,- молчу.  Ах, если бы и мне,  Взглянув на звезды знать, что там  И мне звезда зажглась  И улыбаться всем глазам,  Не опуская глаз!

Ведущий 2 -:
В 1913 году Марина пишет одно из самых восторженных и романтических произведений. Стихотворение, написанное через сто лет после событий Отечественно войны 1812 г., призвано увековечить в памяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицера.

Ведущий 3 -:
Жизнестойкость, способность противостоять любым натискам судьбы, душевное благородство и высокие манеры, высокая степень патриотического чувства – вот черты, которые Марина Цветаева считает определяющими в характерах героев 1812 года.

«Генералам 1812 года»


Ведущий 3 -:
Марина Цветаева и Сергей Эфрон ... История их любви полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле. Следует отметить, что Цветаева пообещала своему другу Максимилиану Волошину, что выйдет замуж за того мужчину, кто сможет угадать название ее любимого камня.

Ведущая 1:
Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных». Роскошный сердолик Цветаева вставила в кольцо, с которым не расставалась до конца своей жизни.

Ведущий 2 :
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец 4 «Я с вызовом ношу его кольцо» - __________________
Я с вызовом ношу его кольцо! Да, в Вечности жена, не на бумаге! Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза прекрасно-бесполезны! Под крыльями раскинутых бровей Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху! Такие в роковые времена Слагают стансы и идут на плаху.
Ведущий 3:
Вся предыдущая жизнь врозь оказалась лишь подготовкой к их жизни «вместе». Незадолго до коктебельской встречи каждый из них пережил свою трагедию. Объединенные смертью, Марина и Сергей, бросились друг к другу в объятия, чтобы выжить.

Ведущий 2 :
На вопрос сестры, кто же его невеста, Сергей с гордостью сообщил. «Это – самая великая поэтесса в мире, ее зовут Марина Цветаева». «А на что же вы будете жить?» – допытывалась сестра. «Не беспокойся, Марина – богатая, первое время проживем «так», а потом будем зарабатывать». «Чем?» «Марина – стихами, я – прозой». Безмятежное счастье молодых омрачало одно обстоятельство – болезнь Сергея. Туберкулез – родовое проклятие семьи Эфронов – не обошел стороной и этого хрупкого юношу.

Ведущая 1:
Марина с жаром взялась за его лечение. Повезла на кумыс в Уфимские степи. Горячо поддержала идею провести зиму в Крыму, на чем настаивали врачи. Понять и принять чужую боль способен лишь человек, сам испытавший подобное. Мать Цветаевой – Мария Александровна умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет, а ее сестре Анастасии 12 лет.
Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навекиЯ постоянно дрожу над нимМы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудоОн мой родной на всю жизнь.”

Ведущий 3:
Как и обещал Сергей сестре, они с Мариной с головой ушли в творчество и уже спустя несколько месяцев после венчания издали две книги – книгу стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» и прозу Сергея Эфрона «Детство». Марина посвятила книгу Сергею, а он свою – ей.

Ведущий 2:
Осенью 1912 года у молодой четы появляется еще один плод счастливой любви – дочь Аля, Ариадна.

Ведущая 1 :
В 1913–1914 гг. окончательно определится собственная творческая дорога поэта. Многие строки, написанные в это время, станут пророческими.

Чтец 5 «Моим стихам, написанным так рано» - _______________

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Ведущая 1:
Короткий промежуток между их встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Ведущий 3:
Началась Первая мировая война, революция, гражданская война Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь воина-белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу.
«Уж сколько их упало в эту бездну » видеоролик

Ведущая 1:
Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на мою долю: я - жена белого офицера в красной Москве; у меня на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умрет в приюте от голода, холода и болезней. Я жду хоть каких-нибудь известий о муже и надеюсь на то, что он жив В этот тяжелый период я записала в дневнике: “Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за вами, как собака”.

Ведущий 2:
В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны

Чтец 6 «Еще вчера в глаза глядел» ____________________
Вчера еще в глаза глядел, А нынче всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки нынче вороны!
Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей вода, и кровь Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха Любовь: Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще в ногах лежал! Равнял с Китайскою [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]! Враз обе рученьки разжал,- Жизнь выпала копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду Стою немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: «Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?» «Отцеловал колесовать: Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне, Сам бросил в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе я сделала?
Всё ведаю не прекословь! Вновь зрячая уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница.
Самo что дерево трясти! В срок яблоко спадает спелое За всё, за всё меня прости, Мой милый,- что тебе я сделала!

Ведущий 3:
В биографии Марины Цветаевой есть один весьма необычный эпизод, связанный с переводчицей Софьей Парнок. Поэтесса настолько влюбилась в эту женщину, что ради нее оставила мужа Сергея Эфронта и перебралась жить к своей новой подруге вместе с маленькой дочерью.

Ведущий 2:
Впрочем, очевидцы тех далеких событий утверждали, что двух женщин связывала не просто нежная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], они действительно были влюблены, и этот необычный по тем временам роман длился без малого 2 года. О том, что основой этой женской дружбы была все-таки любовь, свидетельствует стихотворение Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»

«Под лаской плюшевого пледа» исполняет _________________ (под минусовку)
Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? Чья победа? Кто побежден?
Все передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь?
Кто был охотник? Кто добыча? Все дьявольски-наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот?
В том поединке своеволий Кто, в чьей руке был только мяч? Чье сердце Ваше ли, мое ли Летело вскачь?
И все-таки что ж это было? Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль?

Ведущий 3:
Две женщины, равные по социальному статусу и интеллектуальному развитию, даже при очень сильных взаимных чувствах все равно будут соперничать друг с другом. И именно эта жажда властвовать в итоге привела к разрыву отношений между Цветаевой и Парнок, которые расстались в 1916 году и больше никогда не встречались даже случайно. Марина вернулась к мужу.

Ведущий 2:
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Известное стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» Цветаева посвятила второму супругу своей родной сестры - Маврикию Александровичу Минцу.
Ведущая 1:
Историю этого стихотворения рассказывала сама сестра поэтессы Анастасия Ивановна Цветаева. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Многие ищут в этом стихотворении некий подтекст, скрытый смысл, а его просто нет Мне было 20 лет. К этому времени я рассталась со своим первым мужем и осталась одна на руках с 2-летним сыном. Маврикий Александрович оказался у меня дома случайно, по просьбе друга. Встретившись первый раз, мы проговорили целый день. Маврикий Александрович предложил мне руку и сердце, и я стала его женой. 
Когда муж познакомился с Мариной, он был поражён. Ей всего 22 года, а у неё уже вышло два сборника поэзии. А ещё у неё прекрасная дочь и замечательный муж. В те годы Марина была счастлива и хороша собой. Маврикий любовался ей, а сестра чувствовала это и краснела. Она была очень благодарна Маврикию Александровичу, что он рядом со мной, любит меня и я не одинока Именно об этом Маринино стихотворение. Никакого двойственного смысла в нём нет».
Чтец 7 «Мне нравится, что вы больны не мной» - ______________ (исполняет под минусовку романса)
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной Распущенной и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью всуе Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня не зная сами! Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны увы! не мной, За то, что я больна увы! не вами!

Ведущий 3:
Революция 1917 года привнесла много горя в жизнь Марины Цветаевой. Ее семья фактически распалась, так как поэтесса осталась с дочерьми в России, а ее муж, Сергей Эфрон, вместе с остатками белогвардейской армии очутился во Франции. Нищета и разруха стали еще одним испытанием для Цветаевой, которая потеряла дочь Ирину, скончавшуюся от голода.

Ведущая 1:
Но именно в этот сложный период поэтесса задумывает свой цикл стихов под названием «Лебединый стан», в которых открыто выражает симпатии белогвардейцам, сумевшим сохранить верность родине и не изменившим своей присяге.
Ведущий 2:
Среди стихов, которые вошли в этот цикл, есть произведение под названием «Где лебеди? – А лебеди ушли», созданное в 1918 году. Оно написано в форме сказки для детей, которую Цветаева рассказывает перед сном своим малышкам. Однако смысл этой сказки имеет прямое отношение к тем событиям, которые происходят в послереволюционной России.
Чтец 8 «Где лебеди? – А лебеди ушли» - ____________
Где лебеди? А лебеди ушли. А вороны? А вороны остались. Куда ушли? Куда и журавли. Зачем ушли? Чтоб крылья не достались.
А папа где? Спи, спи, за нами Сон, Сон на степном коне сейчас приедет. Куда возьмет? На лебединый Дон. Там у меня ты знаешь? белый лебедь
Ведущий 3:
Эфрон был офицером Добровольческой армии и сражался с большевиками сначала на Дону, а затем в Крыму, в конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции.

Ведущий 2:
Более четырех лет Марина  Цветаева ничего не знала о муже – жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной послереволюционной Москве она буквально борется за выживание. Марину спасает Поэзия. Несмотря ни на что она продолжает писать. Стихи той поры адресованы мужу.

«Я тебя отвоюю» - видеоролик

Ведущий 3:
После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средств к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов.

Ведущий 2:
Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится.

Ведущая 1:
Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины», полное оптимизма и веры. В этом стихотворении Цветаева объясняет значение своего имени: Марина – значит, «морская». А раз морская – значит изменчивая, гордая, своевольная и живая.

Чтец 9 «Кто создан из камня» - _____________________
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело измена, мне имя Марина, Я бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти Тем гроб и нагробные плиты В купели морской крещена и в полете Своем непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной воскресаю! Да здравствует пена веселая пена Высокая пена морская!
Ведущая 1 :
14 июля 1921 года  Марина Цветаева получает драгоценную весть – ее любимый жив и находится в Константинополе. «Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела» Итак, связь налажена. Сомнений «ехать – не ехать не существует. Оба знают – они созданы друг для друга и должны быть вместе».

Ведущий 3 :
11 мая 1922 года М. Цветаева с десятилетней Алей выезжает в Берлин. Сергей Эфрон уже в Праге, он поступил в Карлов университет, стал студентом и с нетерпением ждет воссоединения с семьей. Жизнь в Чехии для семьи была трудной. Марине с трудом удается отвоевать себе место и время для творчества. Там рождается долгожданный сын Георгий, которого ласково зовут Мур.

Ведущий 2:
17 лет Цветаева проживет за границей. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Цветаева раздражала своей независимостью, неуступчивостью, уверенностью в своём даре. Чего стоят такие критические выпады о поэзии Марины Цветаевой: "цветок, быстро вянущий", "это не просто дурная поэзия, это вовсе не поэзия", "высокопарная ахинея", "безвкусное смешение стилей" ...

Ведущая 1:
Марина Цветаева чувствовала, что её поэзия не достигает аудитории
" ... Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи ... не доходят ... ", - вспоминала Марина Цветаева.
Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.

Ведущий 3:
Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года:
Ведущая 1:
“Стихи к Пушкину”совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать, кроме меня. Опасные стихи Они внутренно-революционны, внутренно-мятежные”

Чтец 10 «Нет, бил барабан» - ____________________
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева ручищи по швам
Жандармские груди и рожи.

Не диво ли и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно почетно почетно архи-
почетно, почетно до черту!

Кого ж это так точно воры вора
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора
Умнейшего мужа России.

Ведущий 2 -:
Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась
стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но её поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве
9 и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной
совестью, " Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
Чтец 11 «Имя твое» - __________________
Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.
Имя твое ах, нельзя! Имя твое поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток С именем твоим сон глубок.
Ведущий 3:
Быстрее всех ощутил трагедию изгнания в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте и в 1937 года уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная еще о том, что им придется испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину.

Ведущая 1:
Было много утверждений, что Марина не хотела возвращаться в СССР, это не совсем так. В одном из стихотворений, созданных в январе 1932г. и адресованных сыну, она пишет:

Чтец 12 «Ни к городу и ни к селу» - _________________

"Ни к городу и ни к селу
Езжай, мой сын, в свою страну,
В край всем краям наоборот!
Куда назад идти вперёд
Идти, особенно тебе,
Руси не видывавшее Дитя моё
Моё? Её Дитя! То самое быльё,
Которым порастает быль.
Землицу, стёршуюся в пыль,
Ужель ребёнку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
«Русь этот прах, чти этот прах!»
От неиспытанных утрат
Иди куда глаза глядят!
Всех стран глаза, со всей земли
Глаза, и синие твои Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.
Да не поклонимся словам!
Русь прадедам, Россия нам,
Вам просветители пещер
Призывное: СССР,
Не менее во тьме небес
Призывное, чем: SOS.
Нас родина не позовёт!
Езжай, мой сын, домой вперёд
В свой край, в свой век, в свой час, от нас
В Россию вас, в Россию масс,
В наш-час страну! в сей-час страну!
В на-Марс страну! в без-нас страну!"

Ведущая 1:
Вернуться она хотела, не представляя, чем это для нее обернется.

Ведущий 2:
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная войнаРядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и была реабилитирована только в феврале 1955 г.
Ведущий 3:
С началом войны началась эвакуация членов Союза писателей в Татарскую республику. Цветаева с сыном попали в Елабугу, отдалённую деревню, где она никого не знала. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся».

Ведущая 1:
По прибытии в НКВД ей предложили стать информатором, "стукачом": " ... я не предатель, низости во мне нет".
Надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Впоследствии Пастернаку передали, что именно на той, его веревке, Цветаева в Елабуге и повесилась.
Ей не было еще и пятидесяти лет

Ведущий 2:
Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 г. погиб на фронте.

Ведущий 3:
Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.
Чтец 13 «Идешь на меня похожий» - __________________
Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала тоже! Прохожий, остановись!
Прочти слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь могила, Что я появлюсь, грозя Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже, И кудри мои вились Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.

Ведущий 2: Она ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на её отпевание, тогда как это делать в отношении самоубийц в Русской Православной Церкви категорически запрещено.

Учитель: Сегодня мы лишь прикоснулись к жизни и творчеству М.И.Цветаевой. Она вошла в литературу в переломную эпоху рубежа XIX-XX веков, в эпоху, предвещавшую, как сказал А.Блок, «неслыханные перемены, невиданные мятежи».
Все драматически переплелось и соединилось в жизни Цветаевой: череда утрат и жажда обретений, бездомность, полынная горечь чужбины, чужестранность в родном краю, предвидение грядущего и страсть самообмана. Но Марина унесла свой «черный посох», нам же оставила «золотые листья» - стихи.


Заголовок 615