Доклад на тему Социализация личности учащегося на уроках физической культуры


Доклад на тему "Социализация личности учащегося на уроках физической культуры" – 05.02.2014 года
Социализация - это сложный процесс, включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе, «магистральный»  путь формирования и развития личности.
В системе образования физическая культура - явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности.
Главным образом уроки направлены на развитие физических качеств. Но уроки физической культуры необходимо использовать и как дополнительные средства воспитания следующих качеств:
уверенность в себе;
самостоятельность, независимость;
активность;
лидерские качества.
Уверенность в себе обеспечивает более высокий уровень самоконтроля. Она базируется на эффективной самооценке своих возможностей, способствует постановке и решению все более усложняющихся задач в различных видах деятельности.
Самостоятельность и независимость являются показателем регулярной автономности. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Важным фактором, способствующим социализации личности, является активность личности. Только в процессе активной деятельности, в готовности ставить новые задачи и достигать их, в  умении преодолевать трудности, не останавливаться перед неудачей и формируется социально адаптированная личность.
Человек с недостаточной активностью пассивно движется по жизни, не пытается изменить неудачно складывающиеся жизненные ситуации, считает, что от него мало что зависит. Все это, естественно, затрудняет социальную адаптацию таких людей, создавая значительные психологические трудности в их дальнейшей жизнедеятельности.
Еще одной важной характеристикой способствующей социализации личности, является наличие лидерских качеств. Эти качества обеспечивают  активное вовлечение в коллективную деятельность. При этом они требуют проявления от человека способности не только что-то предлагать коллективу, но и отвечать за предложенное; не только решать свои личные задачи, но и соизмерять их с интересами других. В целом все вышеперечисленные качества в большей степени и обеспечивают процесс социализации личности, и способствуют ему.
Структура физической культуры школы включает в себя три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, спорт, активный досуг. Сегодня физическая культура в школе все больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация - как проблема жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Работа кружков, спортивных секции, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные, учат школьника ценить время, организовывать распорядок дня, на практике подкрепляют представления о самоконтроле, самокритике, без чего нормальная социализация личности невозможна. Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям действительности.  Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считаться, одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и не повторять свои ошибки и просчеты. Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства. Способность держать удар, причем не только в спортивном зале.
Физическая культура во многом закладывает основу и для формирования основополагающих  личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.
Если физическая  культура в школе, будет иметь возможность формировать у учащихся потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, если у нее будет в достатке времени и материальных средств для противостояния негативным воздействиям внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.  Таким образом, физическая культура имеет все возможности решать задачу социализации личности, так как именно занятия физической культурой в наибольшей степени дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Но в свою очередь, это требует изменений идеологии физической культуры, которая должна иметь свою направленность, заменив функционально- методический подход, который является в настоящее время приоритетным. Это, в свою очередь, требует изменений, как содержательной части урока, так и организации урока, где учащиеся должны выступать не исполнителями заданий учителя, а самостоятельно решать творчески задачи. Представляется, что именно такой подход позволяет выходить на процесс социализации личности учащегося на занятиях физической культуры.
Из выше перечисленного , можно сделать выводы, что для повышения роли физической культуры в социализации школьников необходимо переориентировать физическую культуру  с функционально-методического направления на личностно-ориентированного. Для этого преподавателю необходимо:
Создать оптимальный психологический климат на уроках;
Повысить уровень мотивации, учитывая ситуационные и личностные факторы.
Создать условия для самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности.
Создать такие условия, которые отвечали бы потребностям всех занимающихся;
Включить учащихся в творческую деятельность;
Обеспечить помощь и поддержку учащимся.