Урок литературы в 7 классе по рассказу Шукшина «Микроскоп»

В.М.Шукшин
Столкновение мечты с жестокой реальностью
в рассказе В.Шукшина «Микроскоп»

Петрова Наталия Николаевна,
учитель Каменниковской сош
Рыбинского района
Класс: 7
Урок: традиционный с использованием приёмов технологии РКМЧП.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: на примере рассказа Шукшина показать, что в жизни часто сталкиваются мечта и реальность; и как бы не хотелось осуществить задуманное, нужно считаться с окружающими, думать о других; но и поддаваться, впадать в отчаяние, если мечта не сбывается, нельзя, надо искать выход из ситуации.
Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Оборудование: портрет, презентация, книги с рассказами Шукшина.
Аннотация к уроку: на уроке отрабатывается умение находить нужную информацию в тексте о писателе, анализировать рассказ с помощью приёма технологии РКМЧП, воспитывается уважение к человеку, его мечтам; развивается умение рефлексировать, отрабатывается умение работать в группах и индивидуально, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Ход урока:
Знакомство с В.М.Шукшиным
- Шукшин – известный человек, живший и создававший свои произведения в XX веке. Он – ровесник ваших дедушек. Совсем недавно телеведущим Леонидом Якубовичем был создан документальный фильм «Последние 24 часа жизни Шукшина». После съёмок киноленты Якубович с горечью рассказал о том, что студенты, снимавшиеся в массовке, спросили: «А кто он, этот Шукшин?». А что Вы могли бы ответить студентам на месте Якубовича? Что Вы знаете о нём?
- Несколько фактов из биографии (одновременно в тетрадях – краткая запись-схема): родился он в селе Сростки Алтайского края; в 17 лет покидает свою деревню и работает во многих местах: на заводе, на стройках, был слесарем, служил во флоте и даже был учителем русского языка и литературы и директором в школе; позже, будучи взрослым, поступает во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на режиссёрский факультет; Шукшин был действительно талантливым: писатель и сценарист, кинорежиссёр и актёр. Он словно чувствовал, что судьба отпустит ему катастрофически мало времени, он торопился. Его активная творческая жизнь продолжалась всего 15 лет. Но за этот короткий срок сделать он успел много: написал 2 романа, несколько повестей и большое количество рассказов, снимался в фильмах и сам был режиссёром и сценаристом.
- А теперь предлагаю познакомиться с высказываниями самого Шукшина и людей, хорошо знавших его. Прочтите внимательно, подчеркните ключевые слова, характеризующие Василия Макаровича как человека, писателя, актёра. Одновременно в тетрадях – краткая запись-схема.
«Трудно понять, но как где скажут Алтай, так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное чувство» /В.Шукшин/
«Надо вообще много работать. Только тогда можно на что-то надеяться. Когда я работаю – я спокоен, когда нет – испытываю страх и беспокойство. Думаю: « Ну, парень, так и жизнь просвистишь» /В.Шукшин/
«Шукшин не мог пройти мимо, не взяв на себя чужую боль, сострадание слабому это главное в нём» /актёр Леонид Куравлёв/
«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей» /М.А.Шолохов/
















- Каким он был как писатель и режиссёр, узнаем из статьи учебника на стр.150 второй и четвёртый абзацы, стр.151 первый абзац: герой Шукшина и тематика его рассказов.

Обсуждение прочитанного дома рассказа «Микроскоп»
- Вы прочли дома рассказ – вспомните свои эмоции. Что по-другому раскрывается сейчас после более подробной информации о писателе?
- Как решили, почему рассказ назван «Микроскоп»? Какой вид заголовка?
- Проанализируем более подробно:
Какое событие лежит в основе рассказа? А что такое мечта? реальность? Почему часто не совпадает мечта с реальной действительностью?
Как разворачивается действие рассказа? Определите кульминацию. Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы это?
Кто герои? Дайте характеристику главного героя, его жены, вспомните факты из рассказа, подтверждающие ваше мнение, процитируйте. Каково ваше отношение к каждому?
Давайте проведём анализ поступка Андрея Ерина, организуя ролевую игру и используя метод «Шести Шляп мышления». Класс делится на шесть групп: «Красная Шляпа», «Желтая Шляпа, «Черная Шляпа», «Зеленая Шляпа», «Белая Шляпа», «Синяя Шляпа». Даётся время на обсуждение в группах, затем выслушиваем представителей от групп. Учитель делает общий вывод.
Проанализируем финал рассказа. Каков он: оптимистичный или пессимистичный? Какие проблемы открываются нам, читателям? Как вы думаете, что будет потом? Изменится ли что-нибудь в жизни этой семьи?
- Итак, обобщим:
Какова тема и проблематика рассказа Шукшина?
О чём заставляют нас задуматься поступки, высказывания героев, их образ жизни?
Вернёмся к вопросу А на стр.159: какие ещё произведения вспомним, герой в которых был одержим мечтой и готов был на много ради её осуществления?
Может кто-нибудь расскажет о своей мечте и скажет, что нужно, чтобы её осуществить?

Д/з: 1) Напишите письмо Андрею: подбодрите его, посоветуйте что-нибудь или поругайте, аргументировав свои мысли, или 2) Напишите о своей мечте, порассуждайте, что нужно для её осуществления, кто или что могло бы помочь в этом.


Метод «Шесть Шляп мышления»
«Красная Шляпа» - эмоции, интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
«Желтая Шляпа» - преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
«Черная Шляпа» - осторожность, суждение, оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
«Зеленая Шляпа! – творчество, различные идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
«Белая Шляпа» - информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
«Синяя Шляпа» - организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?)
Василий Шукшин

писатель, актёр, кинорежиссёр, сценарист

любящий родину, целеустремлённый,
трудолюбивый строгий по отношению к себе,
с активной жизненной позицией,
близкий, понятный, чуткий