Урок литературного чтения, 3 класс, ПНШ, Н. Тэффи «Преступник»


Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»
Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.
Задачи:
-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;
-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты: личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-самостоятельно ставить перед собой цели,
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
Коммуникативные :-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;
-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.
Ход урока
Оргмомент-Придумано кем-то,
Просто и мудро,
Здороваться утром:
«Доброе утро!»
«Доброе утро солнцу и птицам»!
«Доброе утро улыбчивым лицам»!
-Посмотрите друг не друга, улыбнитесь , повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок.
-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока.
1). Насколько активно вы планируете разбирать текст?
Справитесь ли с заданиями , предложенными на уроке?
2). Все ли получится при работе в паре?
3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
-Вспомните название темы, которую мы изучаем.
-Найдите название следующего произведения и фамилию автора.
-Какие цели поставим на урок?
-Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?
-По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе.
Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.
Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката.
В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..Надежда Александровна Тэффи работала в  Киеве, Одессе,Турции, Париже. Некоторое время жила в Германии.
Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
-Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи –это не настоящая фамилия, а..
-Верно, это ПСЕВДОНИМ
Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.
Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву , писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».
III.Работа по теме урока
1.Словарная работа.
-Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.
-Где можно посмотреть значение слов?
Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.
Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.
Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее
наказанию.
Преступный - содержащий в себе преступление
Надобности - необходимость, потребность, дело
Порядочный (человек) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость
Легальный -не нарушающий закона
Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой
Выгореть- то же , что и удастьсяТактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели
Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.
2.Чтение учителем первого абзаца.
–Почему автор так начала свое произведение?
Что значит «страсти»?
3.Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.
-О каких же страстях может идти речь?
-Прочитаем первую часть и узнаем , кто же преступник?
-Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.
-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?
-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?
4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.
-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)
-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?
- -Найдите в тексте описание карандаша.
-Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.
-Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)
-Сразу ли Вовка встал на путь преступления?
-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.
-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?
-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?
Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?
-Предположите, как дальше будут развиваться события?
Ф И З М И Н У Т К А
Потрудились – отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)
Три наклона – раз, два, три.
Прямо встать –
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!
IV.Продолжение работы по теме урока.1.Чтение второй части рассказа
-Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.
-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?
-Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало)
2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 ( слайд)
3. Работа в парах
-Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают)
А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами .
Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.
-Как вы думаете, что же было важно для мамы? ( Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)
-Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?
-Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?
-Чем закончилась эта часть?
-Почему Вовка не отдал карандаши?
-Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.
-Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?
-Об этом мы узнаем на следующем уроке.
-А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке.
V .Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом .-Совпали ваши прогнозы с результатом?
-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?
-Все цели достигнуты?
-А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.
- -Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.
-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?
VI. Домашнее задание:
1.Перечитать обе части на стр .58-63;
2. По выбору:
а). Нарисовать , каким вы себе представляете Вовку.
б). Составить синквейн о Вовке.