Конспект урока по литературе на тему:Проблематика рассказа Тэффи Жизнь и воротник


Урок по литературе
на тему:
"Проблематика рассказа Н.Тэффи"Жизнь и воротник".
Подготовила учитель русского
языка и литературы
Никулина Ирина Геннадиевна.
Волгоград 2012г.
Подготовка к уроку:
Учащиеся заранее читают текст рассказа "Жизнь и воротник" без указания автора произведения, находят слова, вызвавшие затруднения в понимании, узнают по Толковому словарю лексические значения этих слов.
На доске написана тема урока: Проблематика рассказа "Жизнь и воротник".
Цели урока:
Знакомство с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторение литературоведческих терминов (олицетворение, сатира, юмор;
Выявление проблематики рассказа "Жизнь и воротник";
Развивать устную речь учащихся;
Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Оборудование:
Плакаты: художественные средства выразительности, сатира и юмор;
Портрет Н.А.Лохвицкой (Тэффи), обложки её книг;
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.
Знакомство с детьми.
Создание микроклимата, делового общения на уроке.
- Я рада видеть вас у себя в кабинете, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Поработаем!
Обозначение целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с новыми понятиями при изучении его произведения; постараемся выявить проблематику рассказа через анализ текста; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.
Актуализация знаний по теме.
- Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в которое она творила.
13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;
Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;
К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну________!"
Е.Шварц называл её "королевой русского юмора";
Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".
- Жаль, что вы не смогли отгадать имя писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

Вывесить портрет Н.Тэффи.
- Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ней. Во время просмотра фильма обратите внимание на интересные факты из её биографии.
Просмотр фильма о Тэффи. (4 минуты)
- Затронула вас биография Тэффи? Чем?
IV. Новая тема.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Тэффи "Жизнь и воротник". Запишите в тетради тему урока.
-Впервые рассказ вошёл в сборник "Тонкая психология", в котором были опубликованы произведения 1904-1911 г.г.
- Давайте попробуем обозначить проблему в рассказе, просмотрев два сходных отрывка: один из фильма "Нос" по Н.В.Гоголю, а другой по сказке Е.Шварца "Тень".
Просмотр двух отрывков.
-Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, эмоциями, которые возникли у вас во время просмотра этих отрывков.
-Что объединяет эти два отрывка, какая тема?
- Какую проблему, на ваш взгляд, поставили авторы в этих отрывках?(вещи стали жить отдельно от их хозяев).
- Как называется художественный приём, используемый авторами? (посмотрите на плакат, вспомните, какие бывают худ. приёмы – олицетворение)
V. Анализ текста.- Рассказ называется "Жизнь и воротник". В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия". Наш рассказ "Жизнь и воротник". Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?
Предположения детей.
- В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.
- В тексте вам встретятся слова, значение которых я хотела бы уточнить:
профукалаРазг. Потеряла, растратила, пустила в трубу, промотала, бросила на ветер.
браслетка Умен. Знач. От браслета – украшение в виде большого кольца из металла, кости, носимое на запястье или щиколоток ног.
корюшка Небольшая рыбка длиной 30 см, популярная в северо-западной России; в Петербурге она потребляется в огромном количестве менее зажиточным классом населения.
ухарски Разг. Лихо, задорно, молодецки, удало, залихватски.
Ломбардная квитанция Квитанция, выданная в подтверждение заклада. При предъявлении Л.К. и выплате займа вместе с % заклад возвращается.
Прачка Женщина, занимающаяся стиркой и глажением белья, как профессией.
Омнибус Многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
Мещанство Сословие в дореволюционной России
Перен. Мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, безыдейность.
- Читать рассказ нам будет мастер художественного слова Денис Паришков. А вы следите за чтением по вашим текстам и карандашом отмечайте всё, что касается главной героини Олечки Розовой: мысли, слова, поступки.
Чтение 1 части до слов "Из старых ни одна к нему не подходила" (01:11)
- Какое слово может нас подтолкнуть к дальнейшему неотвратимому развитию событий? (версии учащихся)
- Дослушаем рассказ до конца. Не забывайте о задании. (07:04).
IV. Работа с текстом.
-Каким воротничок был сначала?
(просто требовал, требовал---- крахмальная дрянь----укреплялся----властвовал----а потом стал подлым)
- Меняется ли героиня на протяжении рассказа? Как бы вы изобразили жизнь Оли с помощью линии? (по наклонной плоскости)
- Поработаем в группах. Выпишите опорные фразы, характеризующие Олю Розову саму по себе, её чувства, переживания, мысли (1 группа) и поведение, слова под влиянием воротника (2 группа).
Оля Розова сама С воротником
Женщина честная Было хорошо
На душе беспокойно и жутко Но не останавливаться же на полпути
Бледная и смущённая РаспутствоГоворила, заикаясь Только-то?
Рыдала и молилась Они пили ликёр, говорили пошлости и целовались
Не находила выхода Где была? Со студентом болталась!
Господи! Куда я попала? Громко свистнула.
Чуть не заплакала от стыда и обиды Афиширование.
-Что получилось? (зачитывание записей в тетрадях)
- Какой вывод можно из этого сделать? (героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах)- Символом чего выступает воротник? (символ человеческих слабостей)
- Олечка Розова потеряла всё. Во имя чего?
- Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь? (всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником)- Кто виноват в случившемся?
-Реальна ли ситуация рассказа?
- Что же связывает воротничок с Гоголевским "Носом" и "Тенью" Шварца? (если человек проявляет слабость вещь начинает управлять жизнью человека)
- Рассказ юмористический или сатирический? (обратитесь к плакату, вспомните).
- Современна ли , на ваш взгляд, проблема замещения людей вещами, поднятая Тэффи в начале 20 века?
- А для нас с вами?
Кадры современной рекламы.
VI. Итоговое слово.
- Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает всё больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется и в обилии глаголов, выражающих волеизъявление.
- Если успеваем: напишите синквейн на выбор:
Жизнь Воротник
VII. Д.З. подготовить творческий пересказ описания поведения воротника.
VIII. Итог урока.
- Что вы открыли сегодня в себе? В тексте? В окружающих?
- Чего не поняли?
- Что бы вы изменили в уроке?
IX. Оценки за урок.
- Всем спасибо!