Урок Тэффи Жизнь и воротник


План-конспект урока на тему
«Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
(смысловой анализ художественного произведения).
 Цели урока:
 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник».
2. Проанализировать жизненную ситуацию героини.
3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа.
4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.
 
 Ход урока:  
1. Организационный  момент: проверка готовности учеников к уроку.
2. Объявление темы, постановка целей урока. Демонстрируются слайды №№2 – 3.
3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».
Слышали ли вы когда-нибудь это имя – Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.
Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон
(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.
Так как разговор на уроке пойдет о нравственности,  попробуем сначала вместе обсудить,  какие  качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.  
(Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной работы идет заполнение таблицы).
 Примерная таблица (Слайд №6):
Нравственно Безнравственно
Доброта
Милосердие, способность воспринимать чужую боль, как свою
Забота о тех, кто в этом нуждается
Трудолюбие
Честность
Порядочность
Тактичность, деликатность
Ответственное отношение к любому делу
Способность критически оценивать свои недостатки, проступки
Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией
Уважительное отношение к историческому прошлому страны Жадность, эгоизм
Пошлость
Цинизм
Паразитический образ жизни
Лживость
Хамство
Грубость, жестокость
Безответственность
Предательство в любой форме
Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны
А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану (слайд №7):
1. Словарная работа.
2. Актуализация текста.
3. Беседа – контроль понимания текста.
4. Работа в группах (парах) по предложенным учителем вопросам-заданиям.
5. Обсуждение работы групп (пар).
6. Обобщение.
7. Выводы по рассказу.
Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся.  (Слайд №8):
1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать – промотать, потратить.
 
 Кто из вас читал этот рассказ?  Тогда я предлагаю прослушать рассказ в исполнении народной артистки России Алины Покровской. Это займет у нас 10мин. 30 сек., но, я думаю, поможет работать над содержанием текста более осознанно.
(Слайд №9 с записью рассказа)
- Понравился рассказ? А чтение? Тогда продолжаем нашу работу. Давайте ответим на некоторые сначала простые вопросы по содержанию рассказа:
 1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?  (Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, -  воротник).  
2) Где и когда происходит действие?  Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор  – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником?  Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было;  судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
Работа в группах (парах). А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
( Примерный ответ: Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала  какую-нибудь двусмысленность. Наконец,  изменила мужу).
№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
 (Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
( Основной художественный прием – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№4. Что символизирует воротник в рассказе?  (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)
№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?(Дела, занятости)
Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.
Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.
Обобщение (беседа):   Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?  Над чем рассказ заставляет задуматься?
Выводы  (слайд №10):
1. В рассказе есть и юмор, и сатира.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
 Домашнее задание: читать рассказы Тэффи (в интернете: russkay-literatura.ru, knigosite.ru).