План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».


План-конспект урока литературы в 9 классе на тему
«Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:
Оборудование:
Цели урока:
1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник».
2. Проанализировать жизненную ситуацию героини.
3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа. Воспитывать нетерпимость к негативным проявлениям характера и поведения героини.
4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.

Ход урока:
1. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку.
2. Объявление темы, постановка целей урока.
3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».

- Слышали ли вы когда-нибудь это имя – Тэффи? Оно принадлежит к тем писателям Русского зарубежья, которые эмигрировали после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Их произведения не издавались в нашей стране, только в последние десятилетия мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству.
Тэффи - это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон», писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама известной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году покинула Родину, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.
4. Обратимся к теме урока.
- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
(Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной работы идет заполнение таблицы).
Примерная таблица:
Нравственно Безнравственно
Доброта
Тактичность, деликатность
Милосердие, умение сочувствовать
Забота о тех, кто в этом нуждается
Трудолюбие
Честность
Порядочность
Ответственное отношение к любому делу
Способность критически оценивать свои недостатки, проступки
Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией
Уважительное отношение к историческому прошлому страны Жадность, эгоизм
Пошлость
Цинизм
Паразитический образ жизни
Лживость
Хамство
Грубость, жестокость
Безответственность
Предательство в любой форме
Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны
А теперь давайте перейдем к чтению рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Предлагаю следующий план:
1. Словарная работа.
2. Актуализация текста.
3. Беседа – контроль понимания текста.
4. Работа в группах по предложенным учителем вопросам-заданиям.
5. Обсуждение работы групп.
6. Обобщение.
7. Выводы по рассказу.
Чтение рассказа с остановками. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, походу будем с ними знакомиться.
1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать – промотать, потратить.

- Понравился рассказ?
Тогда продолжаем нашу работу. Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:
1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?
(Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?
(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?
(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
Работа в группах. А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
( Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).
№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)
№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)
Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.
Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.
Обобщение (беседа):
Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?
Над чем рассказ заставляет задуматься?
Выводы:
1. В рассказе есть и юмор, и сатира.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
Домашнее задание: читать рассказы Тэффи.
Рефлексия.