Презентация по литературе к уроку по рассказу Тэффи Жизнь и воротник


Н.А. Тэффи (Лохвицкая). Рассказ «Жизнь и воротник»Автор презентации Петрова Татьяна Ивановнаучитель русского языка и литературыМБУ «Школа № 58»Г.о. Тольятти2014 – 2015 учебный год Её считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказовМ.М. Зощенко Надежда Александровна Лохвицкая (1872 – 1952) Известная, а сегодня незаслуженно забытая русская писательница, родившаяся в Петербурге, но в 1918 году эмигрировавшая в Париж. С детства любила рисовать карикатуры, сочиняла сатирические стихотворения; писала фельетоны, статьи для газет и журналов, писала юмористические рассказы, тесно сотрудничала с журналом «Сатирикон», который был закрыт в России в 1918 году. Псевдоним – это вымышленное имя (фамилия), которыми иногда авторы подписывают свои произведения.Под вымышленными именами печатали свои произведения Н.В. Гоголь (Алов), А.П.Чехов (Антоша Чехонте), А.М. Пешков (Максим Горький), А.С. Пушкин (повести Белкина), А.А.Горенко (Ахматова), Н.А. Лохвицкая (Тэффи)и другие. Честная женатихий, застенчивый характерскромная жизньчестная женщинабледная, смущённаяслабое и бесхарактерное существонервный, слабосильный человекЭпитеты, характеризующие героиню Фразеологизмы, показывающие процесс превращения героини из скромницы в распущенную особу«на глаза не лезла»«не останавливаться на полпути»«забежала на минутку»«тошнило» «совсем сбилась с толку»«поплыла по течению»«душа дрожала» ВоротничокЛенточкаКофточкаЮбкаБашмакиШляпа, пояс, перчаткиБезобразный диванБант-распутствоПодлый воротникКрахмальная дрянь

Глаголы, характеризующие поведение воротника по отношению к ОлечкеПотребовалТребовалЗаказал и потребовалНастойчиво требовалУправлялУкреплялся и властвовалНапялился на её шеюВертел её головой и отвечал за неёВёл себя развязно до неприличияНе обращал на неё вниманияВёл свою линию(возрастающая градация) Автор относится к своей героине с иронией, но явно ей сочувствует и на протяжении всего рассказа называет её не иначе как Олечкой. Писательница понимает безудержную страсть героини к приобретению нарядов, видит, что по слабости характера она не может противостоять этой страсти, становится рабой вещей, которые взяли над ней полную власть и сломали её судьбу. Жалея бедную женщину, Тэффи, прибегая к иронии, пытается её оправдать, свалив вину за случившееся на воротник. Автор будто бы хочет предупредить нас: нельзя становиться рабами своих страстей! Надо сдерживать желания и жить по средствам! Безрассудное подчинение страстям приводит к деградации личности, к разрушению судьбы.