Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: Сказки А.С.Пушкина.

Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: «Сказки А.С.Пушкина».

Г.В. Меньшикова, учитель начальных классов Э.В. Корчагина, учитель музыки

Цели урока: познакомить детей с понятием «народность сказок Пушкина»; закрепить умения учащихся определять средства музыкальной выразительности и изобразительности, знания характерных особенностей и типов русской народной песни; отработать навыки выразительного чтения и пения; развить устную речь учащихся, умение анализировать музыкальный и художественный текст; воспитать музыкальный эстетический вкус, интерес и любовь к высокохудожественной музыке, к поэзии и изобразительному искусству.
Оборудование и материалы: портреты А. Пушкина, Н. Римского-Корсакова, металлофоны, плакат с изображением инструментов симфонического оркестра, некоторые инструменты русского народного оркестра.
Литературный материал: сказки А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и работнике его Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Изобразительный материал: репродукции картин И. Крамского и Д. Буторина «У лукоморья», иллюстрации И. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Сказке о царе Салтане».
Музыкальный материал: симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», интродукция (оркестровое вступление) из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», Р. Щедрин «Озорные частушки», русские народные песни «Со вьюном я хожу» и «Пойду ль я, выйду ль я».

Ход урока.
(Дети входят в класс под музыку оркестрового вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».)
I. Вступительное слово учителя.
У ч и т е л ь. 2015 год – Год литературы в России. Одна из самых главных задач Года литературы – повысить читательскую активность. Читать – это должно быть «модно», современно, актуально. Необходимо привлечь внимание детей к литературе и чтению, стимулировать интерес россиян к печатному слову, к книгам.
У меня в руках книга. Бесценная книга. На развороте ее надпись: «Эта книга дань памяти великому русскому поэту к 215-летнему юбилею со дня рождения». Это самый любимый поэт из наших писателей-классиков. Еще в детстве мы знакомимся с его сказками. А. С. Пушкин часто говорит в своих сказках: «Я там был; мед, пиво пил... », поясняя тем самым, что он упивается сладким медом русской сказки. Поэт с радостью готов поделиться этими сказками со своими читателями.
Какие сказки Пушкина вы знаете? (На доске предложены иллюстрации к сказкам.)

II. Беседа о сказках А.С. Пушкина.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
У ч и т е л ь. В первом классе мы познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке». О чем рассказывает эта сказка? Чем она заканчивается? («Глядь: перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто».) Есть такая поговорка: «Остаться у разбитого корыта». В каких случаях так говорят?
Мысль о правде, справедливости, добре и зле всегда глубоко волновала человека. Людям хотелось верить, что зло, корысть, властолюбие, несправедливость в конце концов будут наказаны, а правда рано или поздно восторжествует.
А теперь на этом сказочном корабле (показывает макет корабля) мы отправимся в другую сказку А.С. Пушкина. (Дети исполняют песню «Ветер по морю гуляет».) О какой сказке пойдет речь?

2. «Сказка о царе Салтане».
(Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане», в котором рассказывается о трех чудесах острова Буяна.)
У ч и т е л ь. О каких чудесах острова Буяна рассказывает поэт? (Белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь.)
Текст, который вы сейчас прочитали, является эпиграфом к симфонической картине «Три чуда» из оперы русского композитора Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Он создал музыкальную иллюстрацию чудесного города Леденца. Симфоническая картина состоит из трех разделов, в каждом из них изображается то или иное чудо. Сигнал трубы в симфоническом оркестре призывает слушателей полюбоваться очередным чудом. Композитор использует стилевые элементы народного театрального представления. Первое чудо Белка.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет...

Композитор использует мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде», которую разрабатывает в форме вариации.
(Звучит музыка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».)
У ч и т е л ь. Теперь послушаем фрагменты симфонической картины и дадим характеристику ее музыкальным образам. (Слушание музыки.)

П е р в ы й м у з ы к а л ь н ы й о б р а з.
Какой образ вы представили? (33 богатыря.)
Какие черты характера выражает эта музыка? (Силу, мужество, храбрость, отвагу.)
Опишите характер мелодии. (Радостный, бодрый, решительный, энергичный, торжественный.)
Что вы ощущаете в этой музыке? (Маршевость.)
Что изображает музыка? (Шаги, движение богатырей, картину природы грозный рокот морского прибоя.)
Какие инструменты симфонического оркестра создают этот образ? (Труба инструмент медно-духовой группы.) Группы каких инструментов изображают картину разбушевавшегося моря? (Струнно-смычковая и деревянно-духовая.)

В т о р о й м у з ы к а л ь н ы й о б р а з.
Какой образ вы представили? (Царевны-Лебеди.)
Какие черты характера выражает эта музыка? (Нежность, мягкость, сердечность.)
Опишите характер мелодии. (Певучий, плавный, протяжный, напевный.)
Что вы ощущаете в этой музыке? (Песенность.)
Какие инструменты симфонического оркестра создают образ? (Гобой инструмент деревянно-духовой группы и скрипки инструменты странно-смычковой группы.)
Римский-Корсаков с большим мастерством использует тембровые особенности звучания инструментов симфонического оркестра. В его произведениях симфонический оркестр звучит красочно, ярко, разнообразно. Познакомившись с музыкой Римского-Корсакова мы можем сказать, что она помогла нам глубже понять и почувствовать характеры сказочных героев, сумела обогатить литературные образы сказки Пушкина.
3. «Сказка о попе и его работнике Балде».
У ч и т е л ь. Эта сказка рассказывает нам о жадности и невыполнении обещаний.

Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень их, читаем,
Изучаем наизусть,
В них живет наш русский дух!
И одну из этих сказок
Мы расскажем вам сейчас:
Про Балду и про попа,
Как Балда попа исправил,
Уважать свой труд заставил.

(Инсценировка фрагмента сказки (участники: чтец, коробейники, поп, Балда). Чтение текста под музыку Р. Щедрина «Озорные частушки».
Во время инсценировки дети исполняют русские народные песни «Со вьюном я хожу» и «Пойду ль я, выйду ль я» под аккомпанемент школьного оркестра народных инструментов или фонограммы.

III. Народность сказок Пушкина.
У ч и т е л ь. Почему интерес к сказкам Пушкина не исчезает и в наше время? Приведите примеры, в которых рассказывается об укладе крестьянской жизни.
(Дети читают отрывки из сказок.)
У ч и т е л ь. Пушкин использует в сказках слова и обороты речи, свойственные тому времени. Приведите примеры народных оборотов речи.
Вы уже смогли убедиться в том, что в литературных и музыкальных произведениях отражалась жизнь русского народа, его обычаи, верования, обряды. Русская народная музыка сопровождала различные стороны жизни и деятельности человека. Самым доступным жанром на Руси была песня.
У ч и т е л ь. Назовите типы русских народных песен (ответы детей).
1. Песни о родине, красоте русской природы.
2. Лирические протяжные песни.
3. Плясовые.
4. Частушки.
5. Песни на историческую тему.
6. Трудовые песни.
7. Солдатские строевые.
У ч и т е л ь. Многие русские народные песни имеют общие черты. Назовите их. (Напевность, протяжность, распевы слогов, подголоски, переменный лад, многоголосие.)
Песня сопровождалась игрой на русских народных инструментах. Назовите основные инструменты, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов. (Балалайка, домра, баян)
Многогранно отражали жизнь русского народа, его обычаи, обряды русские композиторы-классики. В своих произведениях они «говорили музыкальным языком своего народа». Примером могут служить оперы, написанные на сюжеты сказок и поэм Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского - Корсакого, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

IV. Чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила».
У ч и т е л ь. Какие народные сказки упоминает автор? Мы видим, как автор, человек высочайшей культуры и одаренности, уловил суть разных сказок. Фантастический мир сказки требует от нас большой игры воображения. Перед нами появляются сцены из сказок, которые сменяют одна другую. А.Пушкин стремится к тому, чтобы читатель поверил в эти чудеса.
У ч и т е л ь. Каких героев мы видим в этих сказках? (Лешего, Русалку, витязей... ) Как вы думаете, почему автор повторяет слово «там» в каждой строке текста? Поэт убеждает нас: все чудесное, сказочное русское царство находится там в заветном Лукоморье. «Там русский дух, там Русью пахнет».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В сказочную страну Лукоморья переносит нас картина И.Н.Крамского «У лукоморья». Атмосфера картины мрачная, таинственная. Пушкин слушает сказки ученого кота под мощным развесистым дубом, ветви которого сплелись в порыве ветра, корявые корни, как змеи, ползут по земле, деревья отбрасывают причудливые тени, на переднем плане тела погибших витязей; в туманной дали на фоне звездного неба силуэты сказочных богатырей.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Художник Д.Буторин иначе представил страну Лукоморья. Колорит его миниатюры праздничный. В нем преобладают яркие, светлые, золотистые тона. Радуют глаз узорные терема, диковинные деревья, праздничные одежды. На этом фоне злые герои кажутся бессильными, обреченными. И у каждого из нас, ребят, может возникнуть свое представление о сказочном Лукоморье.

V. Подведение итогов.
У ч и т е л ь. На сегодняшнем уроке мы убедились в том, что творчество Пушкина оказало заметное влияние на различные виды искусства. Художники и композиторы черпали из сюжетов сказок Пушкина богатый материал для своих произведений.
(В конце урока ученик читает стихотворение Я. Полонского, посвященное 200-летию со дня рождения Пушкина.)

Пушкин это возрожденье
Русской музы, воплощение
Наших первых дум и чувств,
Это незапечатленный
Ключ поэзии, священный,
В светлой области искусств.

Это старой няни сказки, Это молодости ласки, Огонек в степной глуши. Это слезы умиленья... Это смутное влеченье Вечно жаждущей души...

Это гений, все любивший, Все в самом себе вместивший- Всеобъемлющ и велик...
Ныне мы поэта славим- И на пьедестале ставим Прославляющий нас лик.


















15