Конспект урока ИЗО «Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве» (6 класс Шпикалова Т.Я.) по технологии АМО


Конспект урока ИЗО«Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве»
(6 класс Шпикалова Т.Я.) по технологии АМО
Тема урока: Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве
Вид творческой работы: графические зарисовки птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Автор учебника: Шпикалова Т. Я. и др.
Тип урока: Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Дидактические:
1. Сформировать представления о связи искусства и окружающего мира природы.
Развивающие:
2.1.Развивать познавательный интерес, фантазию и воображение на основе олицетворения вымышленных персонажей.
Воспитательные:
3.1. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.
3.2.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Задачи урока:
1.1. Добиться понимания учащимися особенностей художественного образа – птицы – в разных видах искусства.
1.2.Возбудить интерес к осознанному вычленению различных средств выразительности в работах известных художников.
1.3.Расширить представления о создании фантазийных образов.
2.1. Обучить выполнению рисунков птиц по памяти, по представлению, с натуры.
2.2. Побудить детей к самостоятельному поиску вариантов выполнения творческого задания.
2.3. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
3.1.Развить умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока:
Актуализируют – знания о пейзаже и анималистическом жанрах искусства.
Приобретут – представления о особенностях художественного образа – птицы – в разных видах искусства, умения выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовку птицы.
Закрепят – умения применять графические приёмы в создании выразительного изображения.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Восприятие произведений живописцев, абашевской глиняной, богородской резной игрушек, архангельской щепной птицы, русских орнаментов для вышивки, хохломской росписи по дереву, сосудов из Скопина, воплощающих образы птиц и пробуждение весенней природы.
Средства художественной выразительности в изображении образов птиц.
Восприятие образа птицы в народе.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Этап 1. Приветствие. 1 мин.
АМО "Поздоровайтесь как…"
Цель: Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и поприветствуйте соседа по столу так, как здороваются очень хорошие друзья.
Этап 2. Погружение в тему (определение целей урока), 6 мин
АМО "Прилет птиц"
Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Вот и пришла долгожданная весна. В народном календаре три встречи весны. 17 марта вспоминают Герасима-грачевника, приговаривая «Герасим-грачевник грача на Русь вернёт» или «Грач на дворе – весна во дворе». Посмотрите на экран.
Как называется картина? (Грачи прилетели).
Кто автор этой картины? (Саврасов).
К какому жанру относится это произведение?(Пейзаж)
Каковы ваши впечатления от произведения?
22 марта вторая встреча Сороки – «Сорок пичуг на Русь пробираются», возвращаются дружно из тёплых стран. И первая среди них – жаворонок.
Какая традиция есть в русских семьях отмечать этот день?
(выпекали из теста булочки в виде птичек, выходили на улицу и зазывали птиц).
И третья встреча особенная. Принято считать, что на Благовещение (7 апреля) весна зиму поборола. «Благовещение – птиц на волю отпущение»
Ребята, у вас на столах лежит птица, с обратной стороны написан вопрос. На экране вы видите пословицы и поговорки. Посмотрите на плакат, вы видите на нём, дерево, солнышко. Птичек не хватает. Вам надо прочитать вопрос и ответить на него пословицей. Ответите правильно – птичку прикрепим на плакат.
(Работают в парах, один читает вопрос, второй – ответ. Правильно – крепят птицу на плакат)Вопрос - ответ
Задумываясь над счастьем, люди приговаривают…(Счастье – вольная пташка; где захотела, там и села).
Без родительских советов да наказов не стать молодому подростку хозяином. (Птица не только деток кормит, а и летать учит).
Приветлив человек к птицам, зовёт он их Божьими, небесными, вольными, порою он завидует им. (Эх, крылья бы, крылья мне! Птицей взвился бы, полетел. Снесите, вольные птицы, поклон на родимую сторонушку).Какой поговоркой напутствуют молодожёна - сына в семье? (Учись, умная голова, у глупой птицы, как детей учить).
Вместе с зорькой поднимался пахарь, вместе с солнышком принимался за работу… (Какая пташка раньше проснулась, та и корму скорее нашла. Рано птица с гнезда поднялась – сытнее детят-птенцов накормила).Что сказали бы молодой маме, оставившей деток без присмотра?
(И птица за собой выводок водит)
Что сказали бы о богатом человеке? (Все есть, только птичьего молока нет).
Что сказали бы о выскочках, кичащихся своим положением? (Не велика птица. Залетела птица выше своего полета).Чем красив человек? (Красна птица пером, а человек ученьем.)
Вот и к нам на урок прилетели птички, как бы предлагая нам посвятить им наш сегодняшний урок.
Давайте попробуем угадать, чем мы будем заниматься на уроке.
(примерные ответы детей: будем рисовать, смотреть картины, лепить, делать коллаж, иллюстрировать стихи или рассказы).
Замечательно. Мы будем рассматривать изображения птиц в разных видах искусства, узнаем об восприятии образа птицы человеком и, конечно, будем выполнять зарисовки птиц.
Этап 3. Определение ожиданий и опасений учащихся. 2 мин.
АМО «Прогноз погоды»
Цель:
- Понимание класса и каждого ученика в отдельности;
- создание условий для детей определиться со своими образовательными целями.
Жизненный опыт целыми веками подсказывал русскому народу приметы, перед которыми с некоторой долей изумления останавливаются даже умудрённые наукой люди, не знающие, чем и как объяснить их происхождение. Например: если сидит, ощипывается домашняя птица – к ненастью, ходит «вольная» - к хорошей погоде.
Назовите приметы, которые вы знаете?
(Купаются в подорожной пыли мелкие птахи- щебетухи – к дождю.Летают низко над землёй ласточки – к дождю и др.)На столах у ребят вырезанные из бумаги лучики и серые тучки. Учитель предлагает определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается написать на лучиках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к плакату и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои лучики и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап 4. Закрепление изученного (обсуждение д/з). 5 мин.
АМО «Иллюстрируем текст»
Цель: Закрепление и осмысление уже известных знаний.
Напоминаю отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Песня о Родине», по которому вы готовили домашнее задание
Как засмотрится мне нынче, как задышится.
Воздух крут перед грозой – крут да вязок.
Какой поговоркой напутствуют молодожёна - сына в семье? (Учись, умная голова, у глупой птицы, как детей учить).
Вместе с зорькой поднимался пахарь, вместе с солнышком принимался за работу… (Какая пташка раньше проснулась, та и корму скорее нашла. Рано птица с гнезда поднялась – сытнее детят-птенцов накормила).Что сказали бы молодой маме, оставившей деток без присмотра?
(И птица за собой выводок водит)
Что сказали бы о богатом человеке? (Все есть, только птичьего молока нет).
Что сказали бы о выскочках, кичащихся своим положением? (Не велика птица. Залетела птица выше своего полета).Чем красив человек? (Красна птица пером, а человек ученьем.)
Вот и к нам на урок прилетели птички, как бы предлагая нам посвятить им наш сегодняшний урок.
Давайте попробуем угадать, чем мы будем заниматься на уроке.
(примерные ответы детей: будем рисовать, смотреть картины, лепить, делать коллаж, иллюстрировать стихи или рассказы).
Замечательно. Мы будем рассматривать изображения птиц в разных видах искусства, узнаем об восприятии образа птицы человеком и, конечно, будем выполнять зарисовки птиц.
Этап 3. Определение ожиданий и опасений учащихся. 2 мин.
АМО «Прогноз погоды»
Цель:
- Понимание класса и каждого ученика в отдельности;
- создание условий для детей определиться со своими образовательными целями.
Жизненный опыт целыми веками подсказывал русскому народу приметы, перед которыми с некоторой долей изумления останавливаются даже умудрённые наукой люди, не знающие, чем и как объяснить их происхождение. Например: если сидит, ощипывается домашняя птица – к ненастью, ходит «вольная» - к хорошей погоде.
Назовите приметы, которые вы знаете?
(Купаются в подорожной пыли мелкие птахи- щебетухи – к дождю.Летают низко над землёй ласточки – к дождю и др.)На столах у ребят вырезанные из бумаги лучики и серые тучки. Учитель предлагает определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается написать на лучиках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к плакату и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои лучики и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап 4. Закрепление изученного (обсуждение д/з). 5 мин.
АМО «Иллюстрируем текст»
Цель: Закрепление и осмысление уже известных знаний.
Напоминаю отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Песня о Родине», по которому вы готовили домашнее задание
Как засмотрится мне нынче, как задышится.
Воздух крут перед грозой – крут да вязок.
Садилась на тот сырой дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко.
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет.
Райскую птицу услышал богатырь Поток Иванович. Он умыл свои ослепшие очи и тотчас прозрел (Духовный стих. «Сорок Калик с Каликою»).
Образ птицы народном и декоративно прикладном искусстве.
(Работа с учебником стр.184-187. Рассматриваем иллюстрации в учебнике, презентации и предметы выставки в классе.)Абашевская глиняная, богородской резная игрушки
Архангельская щепная птица
Русские орнаменты для вышивки
Хохломская роспись по дереву
Сосуды из Скопина, воплощающие образы птиц и пробуждение весенней природы.
Средства художественной выразительности в изображении образов птиц.
К какому жанру относятся произведения, изображающие птиц?
Этап 6. Проработка темы 15 минут
АМО «Гадкий утёнок»
Цель: Выполнить с натуры, по памяти, по представлению зарисовки птицы.
Определи, образ какой птицы ты зарисуешь на уроке и будешь лепить на следующем.
В зависимости от выбора выполни зарисовки этой птицы с учётом того, будет ли этот образ связан с реально существующей птицей, вымыслом или декоративным решением (птица-свистулька, птица-сосуд).
Реши, какой техники будешь придерживаться в рисовании, какие материалы будешь использовать.
Практическое выполнение задания.
Решение образа по выбору:
«Птица-добро»
«Птица счастья»
«Птица феникс»
«Жар-птица»
«Лебёдушка»
«Утица»
«Говорящая птица»
«Нелетающая птица» и др.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап 7. Эмоциональная разрядка 2 мин.
АМО «Пантомима»
Цель: организация динамической паузы, восстановление потраченной энергии, снятие напряжения.
Читаю закличку, на втором чтении все изображают закличку пантомимой.
Жаворонушки!Прилетите к нам да принесите нам,Жаворонушки,Нам весну красну да красно летеце.
Так как урок проходит накануне праздника «Сороки», когда издавна на Руси встречали этот праздник, выпекая из теста булочки в виде птичек, работники нашей школьной столовой напекли для вас сказочных птичек-жаворонков (показываю) и угощают вас. (Забирают на перемене).
Этап 8. Рефлексия3 мин.
АМО «Продолжи фразу…»
Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов
обучения.
Ребята, спасибо за урок, вы хорошо потрудились, но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание. 1 мин.
Подумай над вопросами учебника стр.187-188.
Приготовь материал для работы на следующем уроке (пластилин, глина, солёное тесто – по желанию)