Конспект урока по ИЗО на тему Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема урока: Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве.

Цель урока:
- Сформировать представления о связи искусства и окружающего мира природы.

Задачи урока:
- научить выполнять графические зарисовки птиц с натуры, по памяти или по представлению;
- развивать познавательный интерес, фантазию и воображение на основе олицетворения вымышленных персонажей;
- развить умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные;
- воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности: Индивидуальная работа.


Необходимое оборудование:
Для учителя:
- фотографии, репродукция картин;
- карандаш, формат.

Для учащихся:
- форматы, простой карандаш.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

2.
Подведение к теме.
(2 мин.)
- Вот и пришла долгожданная весна. Её первые признаки уже давно проявились. В народном календаре три встречи весны. 17 марта вспоминают Герасима-грачевника, приговаривая «Герасим-грачевник грача на Русь вернёт» или «Грач на дворе – весна во дворе».
Просмотр репродукции:
Как называется картина? (Грачи прилетели).
Кто автор этой картины? (Саврасов).
К какому жанру относится это произведение?(Пейзаж)
Каковы ваши впечатления от произведения?
22 марта вторая встреча Сороки – «Сорок пичуг на Русь пробираются», возвращаются дружно из тёплых стран. И первая среди них – жаворонок.
Какая традиция есть в русских семьях отмечать этот день?
(выпекали из теста булочки в виде птичек, выходили на улицу и зазывали птиц).
И третья встреча особенная. Принято считать, что на Благовещение (7 апреля) весна зиму поборола. «Благовещение – птиц на волю отпущение»
Мы будем рассматривать изображения птиц в разных видах искусства, узнаем об восприятии образа птицы человеком и, конечно, будем выполнять зарисовки птиц.
Определяют тему урока.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.


3.
Актуализация знаний.(3 мин.)
- Жизненный опыт целыми веками подсказывал русскому народу приметы, перед которыми с некоторой долей изумления останавливаются даже умудрённые наукой люди, не знающие, чем и как объяснить их происхождение. Например: если сидит, ощипывается домашняя птица – к ненастью, ходит «вольная» - к хорошей погоде.
- Назовите приметы, которые вы знаете?
(Купаются в подорожной пыли мелкие птахи- щебетухи – к дождю.
Летают низко над землёй ласточки – к дождю и др.)

Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(7-10 мин.)

Представление же человека о пернатых гораздо шире, и отразилось оно в самых разных видах искусства. Из верований разных народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие птицы почитались как священные. Так, утки или гуси (лебеди) выступают, как правило, творцами земного мира.

Образ птицы в литературе: А.С.Пушкин, образ Царевны Лебеди – связан со светлым, радостным вселенским началом. Облик необыкновенных существ – алконост, сирин, феникс, жар-птица.

Образ птицы народном и декоративно прикладном искусстве.
Просмотр иллюстраций.
Абашевская глиняная, богородской резная игрушки

Птица из Абашева олицетворяла мечту и творчество. Считалось, что если играть с этой игрушкой-свистулькой, веря в свою мечту, то она обязательно осуществится.
Глиняные свистульки (петух, курица, утица) олицетворяли весну, тепло и являлись знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая.

Архангельская щепная птица

Когда-то в каждом доме порхала над потолком такая птица. В старину бытовало поверье о появлении птицы благодаря всего лишь семи прикосновениям топора к дереву и семи заклинательным словам, превращавшим её в доброго духа.

Русские орнаменты для вышивки (птица как знак солнца)
Хохломская роспись по дереву
Сосуды из Скопина, воплощающие образы птиц и пробуждение весенней природы.

Мастера разных промыслов хранят и бережно передают секреты ремесла из поколения в поколение.
Загадки про птиц
Март 
Весной, когда в полях искрятся  Потоками воды живой,  С веселой песней прилетает  К нам ..(жаворонок полевой)  Черным глазом поведет,  Бойко хвостиком качнет –  Хвостик длинный, узкий-узкий,  То, конечно, . (трясогузка).

Апрель 
На ольхе распустились сережки,  Холодам наступает конец.  Не о том ли поет неустанно  Возле новой дуплянки .. (скворец)  Зацветают осины и ивы,  Над березой ручьистая синь.  «Синь-синь-синь!» - свою песню-веснянку  распевает птичка . (овсянка).  С юга клин передвигается  Над разливами весны.  На гнездовья возвращаются  И курлычут . (журавли).  Почтальоном птица служит,  Мчит по воздуху стрелой!  И без компаса дорогу  Сможет отыскать домой. (голубь). 

Май 
Птица в мае прилетит,  Мир наш песней оживит.  Возле речки средь ветвей –  Голосистый .. (соловей).  Птицы близ людей живут,  На деревьях гнезда вьют.  Слышится «кар-кар» из кроны.  Проживают здесь . (вороны).  По полям кто важно ходит,  Кто в порядок их приводит,  Огороду, полю врач,  Весь как уголь черный.. (грач) 
Обсуждение:

- приходилось ли наблюдать, как красиво летят птичьи стаи? Какие чувства вызывает у человека птичий гомон, щебет, соловьиные трели?
- влияет ли характер образа птицы материал, избранный художниками для своих работ?
- какие живописные или декоративные приёмы используют художники для передачи особенностей вымышленных и реальных птиц?
- к какому жанру относятся произведения, изображающие птиц?
Слушают учителя, ,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям

5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(2 мин.)
До начала творческой работы:
Определи, образ какой птицы ты зарисуешь на уроке;
В зависимости от выбора выполни зарисовки этой птицы с учётом того, будет ли этот образ связан с реально существующей птицей, вымыслом или декоративным решением (птица-свистулька, птица-сосуд);
Реши, какой техники будешь придерживаться в рисовании, какие материалы будешь использовать;
Практическое выполнение задания.

Постарайся передать характер птицы, движение. Помни, что выразительность образа будет зависеть от того, как чётко ты проработаешь всю форму птицы в целом и её части: выразишь поворот головы, обозначишь клюв, гребень (хохолок), глазок; определишь величину крыльев, хвоста, их динамику.
Решение образа по выбору:
«Птица-добро»
«Птица счастья»
«Птица феникс»
«Жар-птица»
«Лебёдушка»
«Утица»
«Говорящая птица»
«Нелетающая птица» и др.
Участвуют в обсуждении

Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске запись -этапы работы).

Компановка, размер изображения;
Пропорции;
Прорисовка общей формы птиц и деталей композиции.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.

8.
Творческая работа (20 мин.)
Выполнение по памяти, по представлению зарисовки птицы.
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.

9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.
Что нового узнали:
- какие представления человека о первых признаках пробуждения весны запечатлены в произведениях разных видов искусства;
- каковы художественные особенности изображения птиц в щепной птице и керамических сосудах мастеров из Скопина;
- как выполнить зарисовку птиц по памяти или представлению.

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Компановка.
Размер изображения.
Пропорции, соотношение.
Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение.
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


15