Рабочая программа курса история и культура родного края


Пояснительная записка
История, 10 класс
История и культура родного края
Программа составлена на основе учебно-методического пособия, которое содержит материал, раскрывающий региональный компонент преподавания истории Удмуртии с древности до наших дней – Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007, и в соответствии с планом ОУ.
В Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, М., «Просвещение», 2010 г. рекомендовано после завершения изучения базового курса «История Отечества» в 10 классе вести курс «История и культура родного края». Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России.
Программа содержит учебный материал для 10 класса по истории и культуре родного края, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Особенности построения учебного курса «История и культура родного края»
Четверть Количество
недель Количество
уроков в неделю Всего
уроков
I 9 2 18
II 7 2 14
III 10 2 20
IV 8 2 16
За год 34 68
Цель: формирование у обучающихся целостных представлений об истории и культуре родного края, социальной среде края и месте человека в нем, воспитания любви и уважения к прошлому малой родины, гражданственности, патриотизма, личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Задачи курса:
Формирование представлений о прошлом и настоящем удмуртского края, взаимосвязи истории страны с историей края, воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Формирование представлений о природных богатствах края, быте, традициях коренного народа, его культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая его в неразрывном органическом единстве с народами России.
Формирование у обучающихся умения анализировать факты прошлого и переноса этих умений на анализ современных событий, явлений, общественных отношений.
Развитие умения самостоятельно находить информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений своего города; совершенствование навыка ориентирования в условиях города и края.
Развитие общего кругозора, экологической культуры, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта, коррекция и развитие психических функций.
Содействие национально-культурному взаимодействию, воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности.
Структура учебного курса «История и культура родного края»
Тема Количество часов
Введение 1
Удмуртия в древности 8
Удмурты в XII- XVII вв. 8
Удмуртия в XVIII – XIX вв. 15
Удмуртия в ХХ в. 18
Национальные особенности удмуртов 5
Удмуртская Республика сегодня 5
Я живу в Удмуртии 7
Повторение 1
Методика обучения истории в 10 классе направлена на повышение уровня самостоятельности обучающихся, активности, развитие у них логической последовательности, формирование элементарного исторического образования и культуры.Появляются задания, которые требуют доказательства, аргументирования, обобщения, элементарной самостоятельной оценки.
Помощь учителя (наводящие вопросы, подсказки, начало ответа) ограничивается. Вводятся приёмы активизации обучающихся, взаимопроверка письменных работ, оценка творческих работ.
На занятиях в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», отдельных фрагментов кино, диафильмов, презентаций.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
В 10 классе широко применяется самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, составление рассказов по картинам и иллюстрациям.
Работа с наглядностью имеет приоритетное значение. На каждом уроке проводится работа с различными средствами наглядности. Обучающимся даются задания проанализировать картину, дать описание исторической личности, на основе схем, таблиц отвечать на поставленные вопросы. Наглядность способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речевого развития. Иллюстративный материал, игры, видеоматериалы, презентации направлены на совершенствование и закрепление знаний обучающихся по курсу истории и культуры родного края.
Методические приёмы работы с наглядностью учитель выбирает исходя из возможностей обучающихся. Наиболее целесообразны следующие приёмы:
рассматривание иллюстративного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного);
сравнение исторических периодов, событий;
беседа по вопросам после анализа картин, видеоматериалов, презентаций;
анализ схем с опорой на материал учебника.
В целях закрепления знаний по фактическому материалу на уроках широко используются исторические карты. Разнообразить виды работ с картой можно, применяя настенные карты по различным периодам, настольные атласы. Учитывая опыт работы обучающихся с исторической картой, учитель даёт задания самостоятельно найти и показать рассматриваемые объекты, правильно пользуясь указкой.
Как обязательный вид работы обучающихся на уроке является работа с понятийным словарём. В методику работы необходимо внести элементы самостоятельности (нахождение слов и понятий в тексте, их объяснение, употребление в речи). Работа над понятием позволит раскрыть историческое событие с наиболее значимой стороны в доступной для обучающихся форме. Виды заданий усложняются: новые слова записываются в тетрадь, по ним составляются ребусы, кроссворды. Наиболее успешно закрепление новых понятий и терминов проводится в ходе словесных игр, бесед
Для реализации данной программы имеется кабинет, учебная и художественная литература, Для использования ИК технологий – применяется компьютер.
Предусмотрена работа с социальным партнером – Удмуртским национальным краеведческим музеем, музей оружейного завода, музей М.Т. Калашникова – экскурсии (урок 20, 47, 67)
При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативных технологии.
Для реализации данной программы используются следующие методы и приемы работы: рассказ, беседа, работа с текстом, работа с исторической картой, картиной, иллюстрациями, составление презентаций схемами, просмотр отдельных фрагментов кино и презентаций. Предусмотрены уроки - экскурсии в музеи, выставочные залы города и района. Уроки - встречи с интересными и известными земляками. При оценивании знаний и умений соблюдаются такие условия, как индивидуальный подход, комментирование оценок. Разработаны тесты для проверки и контроля знаний учащихся. При осуществлении контроля, контролируется не столько объем знаний, сколько уровень овладения умениями и навыками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
основные исторические события, когда началось и закончилось событие ( по выбору);
как протекало конкретное событие;
писателей, поэтов, учёных родного края;
руководителей родного края;
этнографию родного края.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться современными числовыми взаимосвязями, « лентой времени»;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
передать содержание конкретного исторического материала.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события;
- писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;
- руководителей родного края.
Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся. Учащиеся должны уметь:
- работать с «лентой времени» под руководством учителя;
- выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;
- передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Устный ответ
Отметка «5»
Обнаруживает понимание материала;
Может с помощью учителя сформулировать обосновать самостоятельно ответы;
Умеет привести необходимые примеры;
Допускает единичные ошибки и сам исправляет. Отметка «4»
Обнаруживает понимание материала;
Дает ответы в целом соответствующие требованиям оценки «5»
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1 -2 ошибки);
Допускает ошибки в речи (1 – 2 ошибки).
Отметка «3»
Обнаруживает частичное понимание основных положений темы;
Излагает материал недостаточно полно и последовательно;
Допускает ряд ошибок в речи;
Затрудняется самостоятельно применить знания;
Нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2»
Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл;
Делает грубые ошибки;
Не использует помощь учителя.
Учебно-методическое обеспечение:
Программа:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2010
Учебник: Суханов А.И. История нашего края: Ученое пособие для 7-10 классов. Ижевск: Удмуртия, 1981.
Дополнительная литература для учителя:
Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе: Примерные планы-конспекты уроков. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Мой край Удмуртия. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Ижевск: Удмуртия, 2013.
Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Наш край: Приложение к учебнику «География. Государства Евразии» для 9 класса: Учебное пособие для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. – Ижевск: Удмуртия, 2006.
Удмуртские народные сказки. Ижевск, Удмуртия, 2013.
Практические работы
четверть № урока п/пТема урока Дата проведения
I
четверть 1 Удмуртия – край, в котором мы живем. 2
Наш край в древности.
3
Археологические памятники нашего края. 8 Сказки, мифы и легенды удмуртского народа. 9 Составление презентации по теме «Удмуртия в древности 11 Удмурты под властью Золотой Орды. 14 Игра «Звездный час» по занятиям и промыслам удмуртов 16 Основы метрологии удмуртов. 17 Составление презентации «Удмуртия в XII- XVII в» 18 Первые города Удмуртии – Сарапул и Глазов. II
четверть 19 Основание Воткинского и Ижевского заводов 20
А.Ф. Дерябин – основатель Ижевского оружейного завода 24 Пугачевское движение в Удмуртии. 25 Деятели русской культуры о развитии нашего края в XVIII-XIX вв.: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев 26 Деятели русской культуры о развитии нашего края в XVIII-XIX вв.: М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен, 27 Деятели русской культуры о развитии нашего края в XVIII-XIX вв.: В.Г. Короленко, В.А. Жуковский. 30 Архитектурные памятники столицы Удмуртии. 31 Ими гордится наш край (П.И.Чайковский, Г.Е. Верещагин, О.Л. Книппер-ЧеховаIII
четверть 37 Гражданская война на территории Удмуртии. 39 Кузебай Герд – университет удмуртской культуры. 40 Коллективизация в Удмуртии 43 Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. 44 Строительство железной дороги Ижевск – Балезино
47 М.Т. Калашников 50 Составление презентации по теме «Удмуртия в ХХ в» IV
четверть 56 Удмуртская Республика – субъект Российской Федерации 59 59. Ижевск – культурная столица. 61 Моя родословная. 62 Реликвии моей семьи. 65 Мой любимый уголок родного края. 66-67 Творческий отчет «Я живу в Удмуртии»