Перспективный план работы по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста



«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МДОУ
«Красночикойский» д/с «Сказка»
Н.В. Матвеева ________________

Перспективный план по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития
у детей в подготовительной группе на занятиях
учителя-логопеда, Евсевлеевой Ю.Н.
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Красночикойский» детский сад «Сказка»
на 2015-2016г.
с.Красный Чикой
Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФНР и ТНР
(подготовительная к школе группа)
I период обучения (сентябрь - первая половина ноября)
Всего 16 занятий: 6 недель (3 занятия в неделю)
Неделя Звуки Буквы Кол-во занятий Звукослоговой анализ, грамота Лексико-грамматический строй речи Связная речь Лексические темы Образова-тельные области
1 2 3 4 5 6 7 8 9
сентябрь 1 - 2-я неделя Логопедическое обследование 3-я [у]
[а]
[у], [а]
У А 1 1 1 Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа ау Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы, (утка - утки, конфета - конфеты, письмо -письма).
Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон).
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, мое окно).
Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа.
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (Девочка поливает. Дети поливают.). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в небольшие рассказы.
Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение этих предложений в небольшие рассказы.
Заучивание текстов наизусть.
Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
«Осень»
«Мой город,
моя страна, моя планета»
Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
4-я [и]
[п], [п']
[э] И
П
Э 1
1
1 Анализ звукового ряда
типа иау.
Выделение последнего
согласного.
Анализ, чтение слога an.
Повторение пройденного
материала. октябрь 1-я [т]
[п], [т]
[к], [к']
Т
К 1 1 1 Выделение начального и последнего согласного. Анализ, чтение слогов типа am. 2-я [м], [м']
[л'] М 1
1 Повторение пройденного материала 3-я [o]
[x], [x']
[к], [x] О X 1 1 Выделение гласного из положения после согласного Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (мыли, катали)
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка-синее пальто).
«День народного единства» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
4-я п т к
[й]
[л'], [й] Й 1 1 1 Анализ и чтение прямых слогов типа ма Примечание: на 8-ой неделе обучения при изучении звука Й осуществляется знакомство со зрительным образом буквы й. Занятие, посвященное усвоению буквы й, проводится во II периоде обучения.
II период обучения (ноября - февраль)
Всего 34 занятий: 17 недель (групповые/подгр упповые занятия по произношению, обучению грамоте – 2, 3 раза в неделю; со второй половины
февраля (с 25-й недели) - произношение, обучение грамоте - 2 раза в неделю, обучение связной речи - 1 раз в неделю)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ноябрь 1-я Ль - Йот
ы
ы-и Ы 1
1
1 Анализ и чтение слов
типа бык.
Анализ, чтение слогов
типа ми.
Определение места звука
в слове, деление слов на слоги. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка-синее пальто).
«День народного единства» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я с
с-сь
сь 1
1
1
1 Анализ, чтение слов типа сом, кит. Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска).
3-я сь
с-сь
с С
Сь 1
1 Анализ и чтение слов типа суп, косы, Сима Закрепление навыка образования новых слов с помощью приставок (наливает - выливает - поливает), суффиксов (пень - пенек), путем сложения (самосвал, пылесос)
«Новый год» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
4-я [н]
Н 1 Деление слов на слоги. Анализ слов типа Нина, Закрепление употребле-ния падежных окончаний
существительных в единственном и множественном числе.
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе,падеже (большой мишка, большая кошка, большие башмаки, большое
пальто).
Закрепление навыка употребления прилагательных с
существительными единственного и множественного числа в составе
Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической
Последовательности. Развитие умения давать полные ответы на вопросы
в ходе подготовки к пересказу текста. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. Закрепление умения
пересказывать тексты, составлять рассказы по
картине, серии картин. [з] Я 1 Ната. Анализ слогов са, ся; слов типа Таня. - Анализ слов типа зубы. Декабрь [з] 3 1 Анализ слов типа Зина,
козы. Составление схемы слова.
Звонкие и глухие
согласные.
Анализ слов типа бутон, батон
. 1-я [з], [з'] 3 1 [с], [с'] [з], [з'] 1 2-я [с], [с'] [з], [з']
[б] Б 1 Анализ слов типа кубик. Чтение предложений,
текстов. предложения в разных падежах (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам).
Согласование существительных с
числительными в роде, числе и
[6], [б'] 1 3-я [6], [б' ] 1 Анализ слов типа Иван,
волки. [п], [п'] падеже (один стул, одна книга, одно платье: один стул, два стула, пять стульев; одна книга, одной книги,одной книгой).
Сравнение, сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю, катал, буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида.
[в] В 1 4-я [ть], [ дь] 1 Выделение ударного
гласного звука. Работа с разрезной
азбукой (составление, преобразование слогов, слов дубы, дубок) [д], [т] [д], [дь] Д 1 Январь
1-я Каникулы Образование слов на новом лексическом материале с помощью приставок, суффиксов, словосложения.
Закрепление умения употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный, пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).
Составление предложений без предлогов и с предлогами па, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед; из слов, данных в начальной форме: скамейка, под, спать, собака (Собака спит под скамейкой).
Составление предложений из «живых слов» (слова называют дети).
Распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу. Миша вешает в шкаф меховую шубу). «Зима» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я [д], [д']
[т], [т'] [г], [г']
Г
1 1 Анализ слов типа вагоны.
Чтение, выкладывание слов из букв разрезной азбуки. 3-я [к], [г ]
[ш] Г, К
Ш 1
1
Анализ слов типа мишка. Преобразование слов (мишка -мышка).
Правило написания ши.
Преобразование слов {миска -.мишка).
4-я [с], [ш] Е 1
1
Выкладывание из букв
разрезной азоуки слов типа сетка, чтение этих слов.
Преобразование слов (ватка — ветка).
Февраль

1-я [л] [л], [л'] Л 1
1 Анализ слов типа плита, волк, слива. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение.
Подбор слов к схемам.
Анализ слов типа ужата.
Правила написания жи-ши. «Международный женский день» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я [ж]
[ж], [ш] Ж 1
1 Самостоятельное
составление схем слов. Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Составление предложений с заданными словосочетаниями:
серенькую белочку, серенькой
белочке. (Дети видели в лесу серенькую белочку. Дети дали орехи серенькой белочке). Добавление в предложения пропущенных предлогов: перед, за, у, около, возле (Кусты сирени посадили ... домом. Елочка росла... дома).
Составление предложений по
результатам выполнения словесной инструкции: взять зеленую грузовую
машину и поставить ее на среднюю полку шкафа (Я взял 3-я
[ж], [з]
[й] Ё
И 1
1 Чтение и выкладывание из
букв разрезной азбуки
слов типа котенок. Анализ слов типа синий.
Анализ слов типа красный. Преобразование слов. 4-я
[р]
[р']
1
1
Анализ слов типа красный. Преобразование слов.
зеленую грузовую машину и
поставил на среднюю полку шкафа).
Закрепление умения
составлять рассказ из предложений, данных без логической последовательности. Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
Март 1-я [р], [р']
[р], [л] Р 1
Анализ слов сложной звуко-слоговой
структуры. Преобразование слов.
Составление рассказа по
серии сюжетных картинок
Ш период обучения (март, апрель, май)
Всего 21 занятий: 11 недель (занятия по произношению, обучению грамоте - 2 раза в неделю; по связной речи - 1 раз в неделю)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Март [с]
[ш]
[р], [р']
[л], [л']
1 Анализ слогов сложной Закрепление полученных ранее
навыков.
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения.
Образование существительных, обозначающих лица и их деятельности, профессии (учить -учитель - учительница - ученик; футбол - футболист). Умение использовать образованные слова (снег, снежок, снеговик,
снегурочка, снежный). Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных и
прилагательных на усложненном
лексическом материале (черная
юбка - черненькая юбочка, синий
передник - синенький передничек, красное платье – красненькое платьице).
Составление рассказа по «Народная культура и традиции» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я 1
1 звукослоговой структуры серии сюжетных картинок. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок
с элементами творчества
[ч] Анализ слов типа хорь, 3-я Ь
Ч 1
1
письмо, васильки. Чтение
предложении, текстов. Подбор слов к буквенным схемам: м..ш..а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ча, чу. [ч]
[ч], [т']
4-я Ч 1
1 Повторение пройденного материала
Составление рассказа по
сюжетной картинке Апрель
1-я
[Ц] Ю
Ц
1
1 Анализ слов разного
звукового состава типа клюв, юла, дают. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам.
«Весна» Повторение пройденного материала. Практическое усвоение наиболее
распространенных случаев
многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я [ц], [с]
[ч], [с']
1
1 Выполнение задании с
использованием букв разрезной азбуки. Чтение. Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола).
Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети бегали и прыгали).
Составление предложений по опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика).
Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Мы
пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу..., большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке).
Составление рассказа-
описания с
использованием схем 3-я [ф], [ф']
[щ]
1
1
Подбор слов к буквенным схемам.
Правило написания ща,
щу.
Анализ слов типа съел, подъехал.
Составление рассказа-описания «День победы» 4-я [ч], [щ]
Ъ 1
1 Анализ слов разного
звукослогового состава,
произнесение которых не расходится написанием. Чтение.
Составление схемы предложения. Составление рассказа из личного опыта Май
1-я [щ], [с']
[ш], [щ]
1
1 Анализ слов разного
звукослогового состава,
произнесение которых не расходится с написанием. Чтение.
Составление схемы предложения. Придумывание сказки на заданную тему «День победы» Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.
2-я Шипя-шие
и
свистя-щие
звуки 2 Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение) Работа над техникой чтения. Закрепление умения
связанно и
последовательно излагать свои мысли, фонетически правильно оформлять
высказывания «До свидания детский сад!
Здравствуй школа!» 3-я [ф], [ф']
[щ]
1
1
Использование игровых приемов звукобуквенного анализа всех типов слов.
Работа над техникой чтения.
Придумывание сказки на заданную тему. 4-я Глухие и
звонкие
согласные
звуки Гласныезвуки 1
1 Правописание сомнительных согласных звуков.
Работа над техникой
чтения. Определение места ударения в слове. Закрепление умения
связанно и
последовательно излагать свои мысли, фонетически правильно оформлять
высказывания. Социально-коммуникативная;
познавательная
речевая;
художественно-эстетическая;
физическая.