Конспект занятия по теме Космический пейзаж (старшая группа)

Конспект занятия по теме «Космический пейзаж»
Ховатовой Татьяны Сергеевны, воспитатель старшей группы
Тема рассчитана на 1 занятие.
Вид занятия: сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
Тип занятия: комбинированный.
Продолжительность учебного занятия: 30 мин.
Цели: Деятельностные цели: - Формирование представления о том, что такое пейзаж.
-Развитие художественно-образного мышления, воображения, чувство композиции.
-Написание пейзажа.
Образовательная цель: -Формирование новых знаний.
-Закрепление знания детей о космосе.
-Ознакомление их с «космической живописью» с использованием способа рисования «проступающий рисунок».
Задачи: Личностные: -Формировать основ художественной культуры.
-Развить эстетическое сознание через освоения творческой деятельности эстетического характера.
-Развить ассоциативно- образное мышление, фантазию, навыков работы с художественными материалами.
-Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.
Метапредметные: -Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения.
-Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: -Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к природе, окружающей среде.
-Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Здоровьесберегающая: -Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Оборудование к занятию: Компьютер, проектор, мольберт, магнитная доска, кисть, магнитофон, флеш карта, презентация к занятию, образец работы, восковые мелки.
Оборудование для воспитателя: Компьютер, проектор, слайды, лист формата А3, мольберт, магнитная доска, кисть, магнитофон, флеш карта, акварель, игрушка Баз Лайтер, баночка, губка, бумажное полотенце, презентация к занятию, образец работы, восковые мелки, шаблоны, обруч, звездочки.
Оборудование для воспитанников: альбом для рисования, кисть, акварель, баночка, губка, бумажное полотенце, восковые мелки, шаблоны.
Зрительный ряд: плакат «Парад планет», макет ракеты.
Музыкальный ряд: kosmos-Jonn-Serrie-Deep-Starship.
Литературный ряд: стихи на космические темы .
Методы обучения: беседа, опрос, познавательно – исследовательская, игра, самостоятельная работа.
Планируемые результаты: дети понимают, что такое космос, умеют определить, что относится к космосу, а что нет. Понимают инструкцию воспитателя и выполняют ступенчатую структуру; поэтапно выполняют практическую работу; работают различными материалами (акварель, восковые мелки). Поддерживают диалог; согласуют слова с действиями в игре.
План занятий:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Этап мотивации и актуализации знаний. 3 мин.
3. Постановка учебной задачи. 2 мин.
4. «Открытие» обучающимся нового знания. 4 мин.
5. Первичное закрепление. 2 мин.
6. Творческая практическая деятельность. 12 мин.
7. Динамическая пауза. 2 мин.
8. Рефлексия деятельности. 2 мин.
9. Домашнее задание. 1 мин.


Технологическая карта занятия
Этапы урока
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Формирование УУД

Организационный момент 2 мин.
Организация местоположения каждого воспитанника, знакомство с Баз Лайтером.
Занимают свои места
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и одногруппниками.

Этап мотивации и актуализации знаний 3 мин.
Учитель предлагает найти содержание темы занятия и сообщает о том, что ребятам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в космос.
Как вы думаете, о чем нам говорит это стихотворение? Вводная игра.
Прослушав стихотворение, воспитанники формируют содержание темы занятия
-Космос, звезды, планеты. Участие в игре.
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: сотрудничество с воспитателем и одногруппниками.

Постановка учебной задачи 2 мин.
На сегодняшнем занятии мы будем говорить о космосе.
- На какой планете мы живем? - Как называются люди на этой планете?
-А как мы назовем собрание звезд, планет, астероидов, космической пыли?
- В конце занятия вы должны будете написать свой космический пейзаж.
Ребенок ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации
- Земля.
- Земляне.
- Космос.
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

«Открытие» обучающимся нового знания 4 мин.
Воспитатель организовывает детей по исследованию проблемной ситуации.
-Сейчас мы с вами отправимся в космос. Кем мы будем в полете?
-Где стартуют космические корабли?
- Что наденем, когда полетим в космос?
Показ слайдов.
Воспитанники отвечают на поставленные вопросы. - Космонавтами, астронавтами.
- С космодрома.
- Скафандр, шлем, специальную обувь. Просмотр слайдов.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в участии в игре.

Первичное закрепление 2 мин.
Воспитатель устанавливает осознанность восприятия. Воспитатель спрашивает, что детям удалось увидеть в далеком космосе.
Дети отвечают на вопросы: планеты, звезды, кометы, метеориты.
Коммуникативные: сотрудничество с воспитателя с одногруппниками. Познавательные: умение структурировать знания.

Творческая практическая деятельность 12 мин.
Перед выполнением практического задания воспитатель показывает детям образец выполнения космического пейзажа. Это поможет воспитанникам избежать ошибок и правильно выполнить работу. Воспитатель организовывает деятельность по применению новых знаний.
-А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить работу.
Во время практической работы воспитатель делает целевые обходы.
Во время работ воспитатель обязательно обращает внимание на правильную осанку детей.
Ребята выполняют творческое задание.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Динамическая пауза 2 мин.
Воспитатель предлагает размяться «1,2,3,4...»
Выполнение движений за воспитателем
Личностные

Рефлексия деятельности 2 мин.
Воспитатель организовывает рефлексию.
-Я знаю
-Я понимаю
-У меня получилось
-Мне понравилось
Выставка работ. Воспитатель показывает наиболее удачные работы.
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; рефлексия; личностные: смыслообразование

Домашнее задание 1 мин.
Нарисовать космический пейзаж в подарок родителям

Личностные


Сценарий занятия
Организационный момент. 2 мин. Слайд № 1
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Космонавты не всегда могут разговаривать, иногда им приходится общаться друг с другом без слов. Давайте попробуем передавать друг другу сигналы, молча, с помощью пожатия рук, а заодно и познакомимся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Сигнал пойдет сейчас от меня вправо, когда сигнал дойдет до вас, вы должны представиться, а после представления передать следующему. Когда сигнал вернется ко мне, я скажу: сигнал принят, к полету готов.
Этап мотивации и актуализации знаний. 3 мин.
Ребята, а как вы думаете, без чего люди не могут отправиться в космическое путешествие?... Конечно же, без космического корабля. А космический корабль взлетает с космодрома. Повторите, пожалуйста, это трудное слово космодром.
Слайд № 2
Далекие звезды в небе горят
Зовут они в гости умных ребят
Собраться в дорогу недолго для нас
И вот мы к полету готовы сейчас!
Скомандует диктор: «Внимание, взлет! »
И наша ракета помчится вперед
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Включаем фантазию и превращаем этот обруч в космический корабль. И так, космонавты прошу на борт! (включение космической музыки). Мы плывем в космическом пространстве, осторожно, не задевайте астероиды.
Слайд № 3 Баз Лайтер выдает вам первое космическое задание! Ваша задача по команде покинуть корабль и собрать звездочки для научных исследований. Итак, на старт, внимание, марш! (после того, как ребята принесли звезды) Молодцы! Вы справились на отлично с этим заданием!
Постановка учебной задачи. 2 мин. Слайд № 4
Воспитатель: На какой планете мы живем? (Земля)
-Как называются люди на этой планете? (Земляне)
-А как мы назовем собрание звезд, планет, астероидов, космической пыли? (Космос)
-А как вы думаете, какая тема нашего занятия, что мы будем делать?
-В конце занятия вы должны будете написать свой космический пейзаж. Слайд № 5
«Открытие» обучающимся нового знания. 4 мин.
-Ребята, а кто мне подскажет, как называются люди находящиеся в космосе. (Космонавтами, астронавтами)
- Где стартуют космические корабли? (С космодрома)
- Что одевают, когда летят в космос? (Скафандр, шлем, специальную обувь) Слайд № 6
Воспитатель: Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
Дети: Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле.
Воспитатель: Включаем притяжение, прошу всех космонавтов приземлится в космические кресла. Посмотрите в иллюминатор. Интересно, что вы там увидите? Слайд № 7
Показ слайдов планет солнечной системы и сопровождается чтением стихотворения.
Встречает первым солнечные бури Слайд № 8
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера Слайд № 9
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель, Слайд № 10
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая, Слайд № 11
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой Слайд № 12
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах, Слайд № 13
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока, Слайд № 14
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант Слайд № 15
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, девятый в системе, Слайд № 16
Во тьме он коротает время.
Первичное закрепление. 2 мин.
Воспитатель спрашивает, что детям удалось увидеть в далеком космосе.
Дети: планеты, звезды, кометы, метеориты.
Творческая практическая деятельность. 12 мин. Слайд № 17
Воспитатель: Мне бы хотелось, чтоб всю красоту, которую вы увидели перенесли на бумагу. Предлагаю нарисовать вам «космический пейзаж». (Воспитатель демонстрирует образец)(см.Приложение 2)
Алгоритм выполнения работы: Выбираем 3-4 главных объекта и восковыми мелками рисуем их на листе, Вы можете нарисовать как сверкают звезды необыкновенной красоты, мчатся кометы, оставляя разноцветный хвост, планеты кружатся в хороводе вокруг солнца, космический корабль отправился в космическую экспедицию и т. д.
Затем выполним фон акварельными красками. Закрашиваем весь лист тёмной краской, чтобы хорошо были видны все звёзды и планеты. Берём фиолетовую или темно-синюю, бордовую краски и закрашиваем весь лист цветными пятнами. Цветные мелки проступают на тёмном фоне.
Воспитатель: Потом мы соберем все рисунки и сделаем большую панораму. В ней будут и Земля, и звездное небо с космическими кораблями, спутниками, космонавтами.
Динамическая пауза. 2 мин.
1, 2, 3, 4 мы на месте походили,
А теперь мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро, руки вниз,
Вот летит ракета ввысь!
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
1, 2, 3, 4 ракету на землю посадили!
Рефлексия деятельности. 2 мин.
Воспитатель: Мне было бы очень приятно если бы вы мне рассказали, что вам понравилось на нашем космическом занятии. Для этого я предлагаю ответить на следующие вопросы:
– Что вы нового узнали?
– Что для вас было понятно, а что может и не очень?
– Что у вас получилось?
– А что вам особенно понравилось?
Итог занятия: В конце занятия работы выставляются на выставке, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает все работы, поощряет всех детей.
Домашнее задание. 1 мин.
Воспитатель: Мне бы хотелось, чтоб когда вы придете домой вы попробовали самостоятельно выполнить работу. Поднимите руки те, кто нарисует такой рисунок в подарок для мамы и папы. А нам с Баз Лайтером у вас очень понравилось, вы были молодцами! В путешествии вели себя очень хорошо, а главное смогли сделать такие замечательные работы!
И на прощание хочется сказать:
Мы взяли краски в руки
- Вокруг не стало скуки.
И ярче краски не жалей,
Чтоб было всё повеселей!
Приложение 1
Загадки детям
Мы все обязаны ему
- Оно дарует жизнь всему!
На букву "С" оно зовётся,
Вы догадайтесь, это:.(Солнце)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают,
Никак не достанут. (Месяц)
Чего со стены не вырубишь? (Солнце)
Синенька шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)
Вся дорожка осыпана горошком. (Звёздное небо)
Не месяц, не луна, не планета, не звезда. По небу летает, самолёты обгоняет. (Спутник)
На небе происходит это
- Огромный хвост, сиянье света!
Да это, ясно же:..(Комета)
Ответ, дружок мой, крайне прост,
Ищи его ты среди звёзд.
Бывает долькою она,
Бывает полною:.(Луна)
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Двое в небе ходят кругом,
Но не видятся друг с другом.
У кого днём один глаз, а ночью много. (Небо)
Приложение 2
«Космический пейзаж» (пример)