Современная проектная деятельность младшего школьника


ХМАО-Югра,
Нижневартовский район, гп. Излучинск,
МБОУ Излучинская ОСШ 2
Заведующая Центром информатизации школы,
кандидат культурологии,
Е.В. Горелова
Совместная проектная деятельность библиотеки, родителя и учащегося как форма популяризации детского чтения.
Воспитание – прежде всего слово,
книга и живые человеческие отношения.
В.А. Сухомлинский
Французский психолог А. Пьерон предполагал: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь, потому что движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».
Конечно, катастрофы такого плана пока нет. Но, по мнению некоторых ученых теперешняя культурная ситуация весьма напоминает катастрофу. Сегодня не дети, а взрослые становятся подчас недееспособными. Мы катастрофически отстают от детей, не понимаем ребенка, вынужденного перерабатывать информацию в невероятных количествах и с невероятной скоростью. Мы искренне возмущены тем, что нынешнее поколение – поколение виртуальщиков, обедненное живым общением, поколение не читающее, а поглощающее информацию. Но дети, отвечая вызовам информационного века, остаются детьми, делают детские выводы, совершают детские поступки, имеют детское мнение и все это в мире взрослых людей. Как сделать так, чтобы маленький человек доверял нам, взрослым, видел в нас авторитет, опыт? Как вновь научиться руководить детским чтением?
Мы говорим сегодня о новом библиотечном формате для детей. И это верно. Старые методы хороши, они проверены столетиями, но сейчас их уже недостаточно. Маленький читатель, сегодня лишь внешне похож на своего сверстника прошлых лет. На самом деле это уже совершенно другой формат, часто не знакомый нам, взрослым, начитанным, опытным. У него другое мышление, он готовиться жить и создавать совершенно иную культурную среду. Не редко слышны категоричные высказывания о том, что читательская культура отмирает. Читатель теперь не вчитывается, получая эстетическое удовольствие, но проглатывает информацию. Это ставится в вину и ребенку, и учителю, не научившего его читать, как это умеем делать мы, и родителю. Но, может быть пора говорить не о начитанном человеке, а информированном? Как и раньше, чтение можно условно разделить на чтение для учебы и чтение для души. Конечно, и художественная книга дает знания, жизненный опыт, но все это приправлено эстетикой, вымыслом, призвано затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Знания учебные, в первую очередь – это образовательная копилка. Современный ребенок, попав в информационный поток быстро адаптируется в нем, он, играя осваивает информационные технологии, у него иное восприятие информации. Информация, прежде всего, должна быть востребованной, должна быть полезной. Ребенок быстро учится отбрасывать все ненужное ему сегодня, в данный момент. Он не откладывает в голове знания, не стремится развивать память, потому, что добыть информацию сейчас просто, а времени пополнять, укладывать, утрамбовывать знания, у него попросту нет. Современные дети вовсе не бедны знаниями, просто они используют информацию по-другому. Но, проблема не в этом. А в том, что с такими же принципами ребенок подходит и к художественной литературе. На мой взгляд, не нужно мешать ребенку, усваивать знания так, как ему удобно, но раскрыть для него все богатство художественной литературы – вот наша настоящая задача.
Мы должны постараться вернуть ребенку эмоции, научить его плакать над вымыслом, раскрываться навстречу человеческому общению. Другими словами, основная задача, как педагога, так и родителя, а тем более, библиотекаря остается неизменной: взрастить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими, людьми, способными на творческий, подход к любому делу. Это должны быть личности эмоционально богатые, гуманные и толерантные. В этой связи, возможно, будет полезен опыт совместной с родителями проектной деятельности медиатеки (библиотеки).
Проект медиатеки МБОУ Излучинская ОСШ №2 «Почемучки». Проект рассчитан на три учебных года. Изначально Проект планировалось внедрять на базе одного класса, но в данную деятельность постепенно втянулась вся школа.
Первый этап проекта стартовал в 2008-2009 учебном году, когда родителям и ребятам 2А класса, было предложено организовать проектно – исследовательскую деятельность. В классе был проведен опрос «О чём бы ты хотел узнать больше?» Дети предложили около 40 тем. Информационную, техническую помощь в осуществлении проектно-исследовательской деятельности оказывала школьная медиатека (библиотека и технический центр с выходом в Интернет). Каждая семья, совместно с ребёнком определила свою тему будущего исследования. Тема должна была увлечь ребенка, быть выполнимой, оригинальной. Выбор тем докладов, их подготовка осуществлялась учениками самостоятельно и с помощью родителей, учителя, библиотекаря. Учащиеся в процессе подготовки работали с большим количеством дополнительной литературы, совершенствовали навык самостоятельной работы с книгой. Что представляла собой подготовленная к защите тема? Это обязательный текстовый документ (доклад), презентация (слайды, видео); список использованной литературы. Обязательное условие успешной защиты работы – совместное выступление родителя и ученика. В проектно-исследовательскую деятельность включились и другие классы начального звена. Цель первого этапа проекта «Почемучки»: максимально расширить познавательную область учащихся начального звена школы, популяризируя справочную, энциклопедическую литературу. Задачи: расширить читательский кругозор; формировать информационную культуру читателя; стимулировать читательский интерес; прививать навыки работы с различными источниками информации.
Второй этап проекта «Почемучки» внедрялся в 2009-2010 учебном году. Мы открыли интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда? Почему?». В течение года медиатекой был организован цикл интеллектуальных игр. Цель второго этапа: углубить познавательный интерес учащихся привлекая научно-популярную, развивающую литературу. Задачи: активизировать познавательную деятельность; развивать логическое мышление, память, внимание, интеллект, любознательность, грамотную речь; развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием. Игры строились по правилам аналогичной телеигры «Что? Где? Когда?». Организаторы использовали музыкальное сопровождение, развлекательные номера: музыкальные, поэтические паузы. В библиотеке организовывались тематические книжные выставки. Начиная со второго класса, учащиеся выступали как в роли «знатоков» так и в роли «почемучек». Например, третий класс отвечал на вопросы, задаваемые вторым классом, а затем, составляли вопросы для четвертого класса. В играх принимали участие учителя и родители. Так, команда учителей отвечала на вопросы старшеклассников.
Внедрение в жизнь двух этапов проекта «Почемучка» позволило планомерно прививать детям интерес к литературе, источникам знаний, узнать больше об отечественной культуре, истории страны. Внедрение проекта способствовало их патриотическому воспитанию; развитию у детей интереса к другим культурам, толерантного мышления; популяризации ценности семьи; формированию устойчивой потребности в чтении как основе непрерывного образования и самообразования.
Тем не менее, развивая интеллект, формируя информационную культуру, мы, безусловно, не могли обойти вниманием и духовную сферу читателя. Как возбудить положительные эмоции, как научить маленького человека открытости, откровенности, как раскрыть его для общения? Конечно, с помощью, все той же игры. Третий этап проекта «Почемучки» называется «Театр, театр». Цель третьего этапа проекта: формирование целостной, информационно-культурной личности ребенка с учетом его индивидуальных способностей. Задачи: формирование эмоциональной сферы ребенка; популяризация художественной литературы; развитие творческих способностей ребёнка.
В течение года дети по классам, разрабатывают несколько тем – культурная среда отдельных стран. Теперь, ребята должны не просто рассказать о выбранной стране, подготовить презентацию, но и познакомить слушателей с ее культурными традициями, представить элементы народного костюма, подготовить музыкальный, театрализованный номер. Конечно, начинаем мы с наших ближайших соседей – бывших союзных республик. Проблема толерантности, одна из самых важных в современном обществе. Знать обычаи, традиции соседнего государства, понимать и принимать соседа таким, каков он есть, иметь представление о менталитете, этносе, культурных особенностях - то, к чему необходимо стремиться.
Ребята используют самую различную литературу: от справочной, до художественной. Особое внимание мы планируем уделять литературе местных, авторов-северян. Также планируются костюмированные театрализованные постановки по мотивам писателей ханты и манси.
Родители, как и учителя, библиотекари не остаются в стороне и сейчас. В мае текущего года нами проведено мероприятие День дружбы народов. Наши родители, вместе с детьми, выступая на сцене, читали стихи на родном языке, исполняли народные песни и танцы.
Наши «почемучки», теперь уже учащиеся 4-го класса, читают на 27% активнее своих сверстников, у них прекрасно развита речь. Дети хорошо формулируют свои мысли, инициативны, являются не просто участниками, но постоянными победителями и призерами викторин, интеллектуальных и творческих конкурсов школьного, районного и окружного уровня. Они активные члены научного общества учащихся.
Детское чтение сегодня – это область, где уже существует множество проблем, и, к сожалению, эти проблемы продолжают накапливаться. Недостаток жизненных впечатлений характерен для современных детей. И только совместными усилиями семьи, библиотеки, школы, можно воспитать истинных читателей.