Конспект урока по окружающему миру по теме Четыре царства природы


Тема урока: «Четыре царства живой природы»
Цель урока: сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
Предметные результаты:
- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи
в природе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, тест, листы самооценки, сигнальные карточки, электронный учебник «Окружающий мир» 3класс, таблички «Царства живой природы» Ход урока
I.Оргмомент.Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!
II .Актуализация учебной деятельности.- Вспомните, с какой темой знакомились на предыдущем уроке (почва)
Тест «Почва»
1.Выбери верное утверждение:
а. Почва – это верхний плодородный слой земли
б. Почва – это космическая пыль, осевшая на Землю
в. Почва – это песок с удобрениями
2.Если комочек зажать между слоями бумажной салфетки, то мы увидим:
а. бактерии
б. влагу
в. семена растений
3. Всю свою жизнь посвятил изучению почвы русский ученый:
а. Христофор Колумб
б. Лермонтов М.Ю.
в. Докучаев В.В.
4. Перегнившие остатки организмов - это:
а. почва
б. перегной
в. гнильё
5. В 1 кубическом см почвы обитают:
а. 10 бактерий и 20 живых организмов
б. 10 тысяч бактерий и 20 тысяч живых организмов
в. 10 миллионов бактерий и 200 тысяч живых организмов
6. В каких климатических условиях быстрее будут перегнивать погибшие организмы:
а. где жарко и влажно
б. где жарко и сухо
в. где холодно и влажно
7. 1 см почвы образуется:
а. за 30 дней
б. за 30 месяцев
в. за 300 лет
8. Злейший враг почвы:
а. человек
б. овраг
в. дождь
9.Иногда на голых скалах или на крышах домов вырастают кусты и деревья. Кто их сажает?
а. птицы или ветер
б. альпинисты
в. сами выросли
Проверим тест (тест презентация)
-Оцените свою работу (сигнальные карточки)
III. Вхождение в тему.
- Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы, исследовать.
- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.
Учитель читает загадку. (Слайд 1)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг …(природа)
- А что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Приведите примеры.
- Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1 можно отнести к природе, а что создано человеком.
-Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре)
-Оцените свою работу (красная карточка – у меня все верно, зеленая карточка – у меня получилось, но есть 1-2 ошибки, желтая – мне нужно еще постараться)
IV. Работа по теме урока
- Как вы думаете, с какой целью мы повторили объекты живой природы?
-В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… нет, нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств отдельное и особенное. Находятся они не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой природы.
-Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название. ( На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)
1. Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд 2
- Какие растения леса вы знаете? (дуб, береза..)- На какие группы они делятся? (деревья, кустарники, травы)
- Какую пользу они приносят? ( дают кислород, защищают от солнца)
- Какое название дадим этому царству? ( Растения)
Дополняем таблицу на доске царства «Растения»
2.-Для кого в природе лес служит домом ? (лес- это дом для животных)
- На какие группы делятся животные? (дикие, домашние и т.п)
- В чем их отличие? (по месту обитания)
- По способу питания на какие группы делятся? (хищные и растительноядные)
- Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные) (Слайд 3)
Дополняем таблицу на доске «Животные»
Работа в парах.
-Посмотрите на карточку №2 которая находиться на ваших столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Липецкой области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Липецкой области. Используйте для этого стрелочки.
- Проверим. Оцените свою работу.
3.-В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу?
Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много. (Слайд 4)
- А вы собирали грибы?
- Какие грибы есть в нашей местности?
Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? (Слайд 5)
- Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?
Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»
V. Физминутка. Игра « Живое –неживое»
-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – вы стоите на месте. ( Дождь, снег, ворона, мальчик, зайчик, листик, гора, солнце, кузнечик, гром, медведь, роза.)4.- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.
( Чтение отрывка стихотворения К. И. Чуковский« Мойдодыр»)
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки.
-Кто написал эту сказку и как она называется?
-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?
-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.
Слайд 6 «Бактерии»
Сообщения детей ( 2 ученика)
1ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
2 ученик .Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.
-Какое же название дадим этому царству? (Бактерии)
Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии»
- Сколько же царств, у нас получилось?
Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок.
- Их изучением занимаются различные науки: растения-ботаника, животные- зоология, грибы- микология, бактерии – микробиология.
5.Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу
Чтение по учебнику. С 78
- Что означают стрелки между царствами?
- Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.
-Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?
- Чем различаются условия жизни в этих средах? (слайд 7)
VI. Закрепление изученного материала
Электронный учебник – задание
Оцените свою работу.
VII Рефлексия
- Какие задачи на урок мы ставили? (узнать, какие царства природы есть)
- Все ли мы исследовали в этих Царствах? Нет
Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.
- Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.
Предлагает закончить предложения:
Урок помог мне……….
Для меня было сложным………
Мне понравилось……………
Д/з: 1.с.78-79, пересказ
2.Творческое; подготовить сообщение о понравившимся царствеУрок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!