Разработка урока Дыхание и обмен веществ у растений


Дыхание и обмен веществ у растений.
Дидактическая цель: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися результатов: Предметные результаты: - выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание); - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; Метапредметные результаты: - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Личностные результаты: – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов; – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 
Формируемые Универсальные Учебные Действия:
Познавательные:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные :• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные : формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса;
Регулятивные :• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Задачи урока:
Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.
Методы обучения:
Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта
Тип урока: Комбинированный.
Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.
Каналы общения: Ученик – учитель. Класс – учитель. Ученик – ученик.
Ход урока
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке:
• обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии,
• психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии.
-Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Вспомним наш девиз: «Я помогаю вам, вы помогаете мне».
Хорошего вам рабочего настроения.
Проверка знаний
Какими свойствами живых организмов обладают растения?
С каким свойством, процессом жизнедеятельности мы с вами познакомились на прошлых уроках? (питание растений)
Какие способы питания существуют у растений? (почвенное и корневое)
Рассмотрите таблицы и заполните их.

Вопросы Почвенное (корневое)
В каких органах происходит? Какие вещества поглощаются?
В каких клетках происходит?
Вид питания Признаки Фотосинтез В какое время суток происходит? Какой газ выделяется? Какой газ поглощается? Выделяется или поглощается энергия? В каких клетках происходит? Поменяйтесь работами в парах и проверьте по образцу, исправьте ошибки и поставьте отметку.
9 - 8 правильных ответов – «5» (отлично)
7 – 6 правильных ответов – «4» (хорошо)
5 – 4 правильных ответов – «3» (удовлетворительно)
Менее 4 правильных ответов – «2» (неудовлетворительно)
Стадия вызова и целеполагания
Вспомните опыт Джозефа Пристли с мышонком? Расскажите. Почему мышонок умер? Каким свойством живого обладают все живые организмы? (дыхание) Назовите тему сегодняшнего урока. Дыхание и обмен веществ у растений.
Откройте тетради и запишите. Какая цель нашего урока? (Выяснить что такое дыхание и обмен веществ)
Посмотрите на таблицу, которую вы заполняли «Фотосинтез». Там есть третий столбец. Какое название ему можно дать? (Дыхание)
Какие же задачи нашего урока? (ответить на вопросы таблицы и заполнить третий столбец, сравнить процессы дыхания и фотосинтеза)
4 . Стадия осмысления
Что же такое дыхание? Откройте учебники на странице 82, найдите определение, что такое дыхание, прочитайте его.
В какое время суток происходит дыхание?
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите, мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
Мы можем сделать вывод и заполнить таблицу? На какой вопрос мы можем еще ответить?
3.Какой газ поглощается?
4. Какой газ выделяется?
Заполняем таблицу.
5.В каких клетках происходит?
А все ли органы растения дышат?
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, во всех банках свечи потухли)-Получается, что растения дышат только в темноте? (растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)
-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
А как поступает кислород в растение?
6. Выделяется или поглощается энергия?
Как протекает процесс дыхания?
Вы все видели печь? И так же видели, как горят дрова в печи. Если будет закрыта труба и поддувало, дрова будут гореть? Почему? Если все открыть и поджечь дрова, то они разгорятся. И при этом, что вы будите наблюдать??? Выделяется тепло и свет.
Откуда берется эта энергия?
Дрова это что? Спиленные растения. В них накопленные органические вещества в процессе фотосинтеза. Эта та самая солнечная энергия, которая запасается в ходе фотосинтеза. Горение – это химическая реакция, в ходе которой сложные органические вещества взаимодействуют с кислородом и распадаются до воды и углекислого газа. Горение протекает быстро.
По сути своей дыхание сходно с горением. Дыхание – это процесс соединения сложных органических веществ с кислородом, в ходе которого выделяется энергия. Но энергия выделяется постепенно, в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
Таким образом, вы можете заполнить таблицу и ответить на вопрос.
5. Стадия размышления и рефлексии.
У вас на столах карточки с заданием.
Соедините стрелками процессы:
кислород
Фотосинтез углекислый газ дыхание
органические вещества
Какой вывод вы можете сделать из этой схемы?
Вывод: процессы дыхание и фотосинтез взаимосвязаны.
А что же такое обмен веществ? Найдите определение в учебнике на стр 85 и прочтите. Какое значение он имеет?
Достигли мы цели????
Все ли задачи выполнены???
Решите тест.
Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание. А - дыхание; Б – фотосинтез, ответы внесите в таблицу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 - вариант 2 – вариант
1. Поглощается углекислый газ;
3. Выделяется вода;
4. Поглощается вода;
5. Происходит только на свету;
6. Протекает в хлоропластах;
7. Протекает на свету и в темноте;
8. Расщепление органических веществ;
9. Выделяется кислород;
10.Происходит во всех клетках растений.
1. Происходит во всех клетках растений
2.Выделяется кислород
3.Расщепление органических веществ
4 Протекает на свету и в темноте
5. Протекает в хлоропластах
6. Происходит только на свету
7. Поглощается вода
8. Выделяется вода
9. Поглощается кислород
10.Поглощается углекислый газ
Работы сдайте на проверку учителю.
Посмотрите на слайд и закончите фразы: (Слайд)
Больше всего мне понравилось…
Самым полезным для меня было…
Самооценка своей деятельности.
Как вы считаете, что у вас очень хорошо получилось на уроке , а над чем еще нужно поработать????
6. Домашнее задание:
Изучить § 15.
Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода
«Мое путешествие по растению»