Разработка урока по биологии на тему Дыхание и обмен веществ у растений (6 класс)


Данные об авторе
Автор(ы): 
Шабалин Анатолий Федорович
Место работы, должность: 
МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа»
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
 основное общее образование
Целевая аудитория: 
 Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
 6 класс
Предмет(ы): 
 Биология
Цель урока: 
Создать условия для освоения учащимися понятия "обмен веществ", раскрыть особенности процессов обмена веществ у растений
Тип урока: 
 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Биология. 6 кл. Пасечник В.В. – М. :Дрофа, 2013. – 207.
Используемое оборудование: 
мультимедийная презентация урока
Краткое описание: 
 <p>В ходе урока отражены основные требования ФГОС ООО к организации учебного занятия на основе деятельностного подхода</p>
Технологическая карта
 
Предмет Биология Класс 6
Тема урока Дыхание и обмен веществ у растений
Тип урока Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цели Создать условия для освоения учащимися понятия "обмен веществ", раскрыть особенности процессов обмена веществ у растений
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
- формирование первоначальных понятий о сущности процесса дыхания у растений, о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза, о космической          роли зеленых растений, об обмене веществ как важном признаке жизни для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- объяснение значения процесса дыхания в жизни растения, космической роли растения в природе и жизни человека; - развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
- формирование умения сравнивать различные явления природы, находить итх общие закономерности, различия, формулировать выводы;
  - формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;
- формирование личностных представлений о ценности растений, осознания значимости охраны растительного мира
 
 
Основные понятия, изучаемые на уроке Фотосинтез, дыхание, обмен веществ
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
 
 
учителя учащихся 1 Мотивация
  Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.
Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция;  развитие способности самоконтроля готовности к уроку. Озвучивание эпиграфа к уроку
  Обсуждение смысла эпиграфа
  Мультимедийная презентация 3 м
 
 
Постановка проблемного вопроса Обсуждение проблемы, выдвижение гипотез ее решения 2 Актуализация субъективного опыта
  Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. Постановка учебной задачи: вспомнить и назвать свойства живых организмов Называют свойства живого, объединяют процессы питания и дыхания в понятие "обмен веществ", формулируют тему урока Мультимедийная презентация 7 м
Актуализирует опорные знания учащихся Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал" 3 Восприятие и осмысление учащимися нового материала Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. Организует работу в группах на основании материала учебника и таблицы 1 на странице 83 Осуществляют работу в группах, заслушивают отчет групп, заполняют таблицу по итогам работы других групп Мультимедийная презентация 7 м
4 Первичная проверка понимания Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности.
Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.
Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации. Выявляет  место и причины затруднения. Организует работу по построению проекта выхода из затруднения Участвуют в проектной работе "Органы дыхания у растений"
Цель: выяснить, есть ли у растения специальные органы дыхания.
Действия:
-Вспомнить строение стебля и листьев и их функции
-Прочитать текст учебника на стр 82
-Сделать выводы.
Результат: газообмен в стебле осуществляется через чечевички; газообмен в листьях осуществляется через устьица.
Вывод: специальных органов дыхания у растений нет. В газообмене участвуют чечевички и устьица. Мультимедийная презентация;
Таблицы "Строение листа", побеги древесных растений с чечевичками 10 м
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организует игровую ситуацию с целью проверки пониманию терминологии Работая в паре, учащиеся бросают друг другу мяч,  задают вопрос и отвечают на него.                  Затем роли в паре меняются
Примерные вопросы:
Какой газ поглощается при дыхании, фотосинтезе?
Какой газ выделяется при дыхании, фотосинтезе?
Для какого процесса необходима солнечная энергия?
В результате какого процесса освобождается энергия для организма?
В каких органах растения происходит дыхание, фотосинтез?
В каких структурах клетки происходит фотосинтез, дыхание? 5 Первичное закрепление Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять задание;  развитие способности самоконтроля. 
Личностные УУД: осознание значимости умения решать учебную задачу; внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Познавательные УУД:способность к познанию; готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам; выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД:организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в паре; принятие позиции собеседника. Организует изучение схемы обмена веществ; предлагает выполнение задания с комментарием во внешней речи Изучают схему обмена веществ; выполняют задание, сопровождая его комментарием
(приложение) Мультимедийная презентация 7 м
 
 
 
6 Анализ Регулятивные УУД:  оценка собственной учебной деятельности на уроке;  развитие способности самоконтроля. 
Личностные УУД: формирование личной ответственности за результат учебной деятельности.
Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные УУД: умение объяснять и аргументировать свою точку зрения. Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал"
 
Участвуют в применении методики "Лесенка успеха", "Стрекоза и муравей" Мультимедийная презентация 4м
 
 
7 Рефлексия Личностные УУД: самоанализ своей деятельности.Организация проведения рефлексии Методика "Незаконченное предложение"
На уроке я работал...
Своей работой на уроке я...
Я узнал...
Я хотел бы узнать...
Мне удалось...
У меня вызвало затруднение...
Мое настроение...
  Мультимедийная презентация  

 
                       
 
Приложение. Схема обмена веществ у растения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнение обучающимися заданий по  выбору. Самоконтроль (взаимопроверка) выполнения заданий.
 

 
 
 
 
типы питания живых организмов
1. Заполните схему
 
 
 
 
       
   
   
 
 
 
 
 
2. Выберите три верных ответа: какие условия необходимы для фотосинтеза?
а) кислород и вода                б) хлорофилл             в) углекислый газ и вода
г) корни растения                  д) солнечная энергия
Ответ: _____________
 
3. Установите последовательность прохождения воды с минеральными солями по растению:
а) корневые волоски             б) жилки листа                      в) древесина
г) клетки листа                      д) клетки корня
Ответ: ______________
 
4. Вставьте в текст пропущенные слова: "________________ - это процесс создания в хлоропластах листа __________________ веществ из ____________________ веществ (углекислого газа и воды)  с использованием _________________ солнечного света"
 
5. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»  Тэги к этому документу: 
уроки биологии ФГОС
»
Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии