Конспект по изобразительному искусству Основы композиции


Основы композиции, перспективы, цветоведения
С чего начать
Хорошая художественная работа редко появляется совершенно спонтанно, хотя в массовой культуре очень популярен образ маленькой крылатой дамочки с арфой, одно явление которой обеспечивает создание шедевра, а основная задача творца в таком случае эту дамочку дождаться.
На самом же деле хорошая картина это результат кропотливой работы и тщательного планирования.
Так с чего же начать?
Во-первых, с рабочего места. Согласитесь, трудно работать над творческой задачей в совершенно неподходящей для этого обстановке, когда нужных инструментов вечно нет под рукой.
Рабочее место художника предполагает, в первую очередь, наличие большой свободной поверхности. Вам понадобится планшет доска, к которой крепится бумага. Его можно ставить на мольберт, если же такового нет, то класть на стол, но не горизонтально, а так, чтобы планшет располагался под углом 30-45 градусов. Для этого под него можно положить, например, книги. Планшет может быть любых размеров, главное, чтобы на нем помещался лист бумаги и оставалось место. Поэтому подбирайте свой, исходя из того, сколько места вы можете под него выделить; в конце концов, у вас может быть несколько планшетов.
Кроме того, где-то рядом нужно разместить стол или табурет, на котором вы будете расставлять краски, пеналы с карандашами и коробки с пастелью. Они должны быть легкодоступны, но не мешать свободно двигать руками вряд ли у вас получится спокойно работать, если вы постоянно рискуете задеть локтем банку с грязной водой.

Освещение также очень важно. Практически все художественные материалы предполагают работу при естественном дневном освещении. Работать с цветом при свете электрической лампочки нельзя. В художественных классах и мастерских используют специальные лампы дневного света под ними цветопередача почти не искажается. Но это не самый приятный для глаз вариант освещения, и вряд ли вы повесите такие светильники в своей квартире.
Второй и третий шаги это практика и замысел. У всех бывает по-разному. Кто-то сначала учится чертить линии, изображать кошек, людей, комнатные растения и, только когда почувствует себя уверенно, принимается за серьезную работу. А у кого-то в голове сразу возникает гениальный замысел, детальное видение будущей картины. Такой художник сначала планирует, намечает композицию и делает наброски будущих деталей, а потом практикуется эти конкретные детали рисовать. Оба подхода имеют право на существование.

Прямая линейная перспектива
Итак, графическая практика это простые упражнения на постановку руки и освоение основ рисунка. Главное, выполнять их как можно чаще каждый день. Можно рисовать линии, тренируясь проводить
Перспектива
Наука о перспективе рассматривает закономерности изображения предметов на плоскости в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и световых отношений, которые мы можем наблюдать в действительности.
Иными словами, объект воспринимается по- разному в зависимости от расстояния до него: прямые и ровные дуги, делать аккуратную штриховку; выполнять легкие зарисовки с натуры, не особенно детальные главное, ухватить форму и основные пятна света и тени.
Если у вас появился замысел, пока неясный, но вы готовы приступить к серьезной работе, поздравляю: теперь, последовательно двигаясь от этапа к этапу, вы наверняка сотворите нечто прекрасное.

Тональная перспектива

Сочетая разные Виды перспективы, можно создать эффект колодца, «проваливающегося» в глубь изображения
Для начала определитесь с жанром работы: будет ли это натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетное полотно или абстрактная композиция. Выберите хороший объект, интересная форма которого и грамотно поставленное освещение, заставляющее краски играть, а тени выдавать занимательные эффекты, наверняка привлекут внимание зрителя. Затем тщательно продумайте композицию, цветовое решение; после этого можно будет подобрать наиболее подходящие материалы, которые помогут вам полностью раскрыть художественный замысел.
например, чем дальше предмет, тем меньше он кажется, хотя на самом деле его линейные размеры не изменились. Чтобы передать на плоскости ощущение глубины пространства, объекты приходится изображать с учетом этих кажущихся искажений, то есть для нарисованных предметов они становятся реальными изображение человека вдали и правда меньше, чем на переднем плане, деревья в конце аллеи и правда менее контрастны, чем приближенные к зрителю.
Выделяют шесть видов перспективы.
Прямая линейная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагает единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
Тональная перспектива изменение предмета в цвете и тоне, изменение контрастности изображения в сторону уменьшения, приглушения при удалении в глубь пространства.
Композиция
Как принято говорить, три кита произведения изобразительного искусства рисунок, живопись и композиция.
6 Рисунок это гармоничность пропорций предмета, его конструкция.
6 Живопись это передача материальности предмета через цвет, свет и их взаимодействие со средой.
6 Композиция это построение изображения так, чтобы через взаимное расположение его частей передавалась их гармоничная связь, чтобы оно воспринималось как единое целое. Никакие проработанные детали, пиршество красок и гениальная концепция не спасут работу без сильного композиционного решения.
Аксонометрия должна быть всем знакома со школы. Она основана на методе проецирования предмета на плоскость, путем раскладывания его по трем осям. При передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к этому виду перспективы.
Существуют также сферическая, панорамная и обратная линейная перспективы.
Фокус, или композиционный центр изображения, можно строить, исходя из правила «золотой середины»: если разделить лист на трети горизонтально и вертикально, то пересечения этих линий образуют «золотые середины», самые удачные места для центра картины. Как мы видим, «золотая» не равна середине математической, скучной, это скорее отношение трети к двум третям.
Линии
Взгляд человека движется по линии, и, чтобы завладеть вниманием зрителя, художник использует это свойство восприятия.
6 Ломаные или искривленные линии задают движение. Но чрезмерное их количество выглядит хаотично.
6
6
6
6 Горизонтальные и вертикальные линии выражают силу и стабильность, но выглядят скучновато.
Окружности помогают удерживать взгляд зрителя, хотя сами по себе могут создавать впечатление излишней статичности. Круг ассоциируется с понятиями добра, счастья, с идеей природы, землей.
Квадрат форма устойчивая, тяжелая, ей чуждо движение.
Треугольник наоборот, форма живая и динамичная; если вершина сверху, то она устойчива, а направленная вниз вершина может выражать состояние беспокойства.

Цветоведение
Цветовой круг это способ расположения спектра цветов, он хорошо иллюстрирует принципы цветовых переходов, а также необходим при сопоставлении цветов.
В центре круга серый. Почему так, станет очевидно позже.
Три базовых цвета желтый, красный и синий при смешивании друг с другом дают оранжевый, фиолетовый и зеленый. В свою очередь, эти шесть цветов три базовых и три смешанных дают новые оттенки. Обычно круг располагают так, чтобы желтый, самый яркий светлый цвет, оказался вверху, а фиолетовый, самый темный, внизу. Справа размещаются теплые цвета, слева холодные.
Любые два цвета, расположенные напротив в цветовом круге, называются дополнительными. Например, красный и зеленый являются дополнительными друг к другу, так же как желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
При смешивании на палитре эти цвета нейтрализуют друг друга; равная их пропорция дает серый. Если сделать шкалу градаций цвета, на концах которой будут чистые дополнительные тона, то по мере продвижения к середине их смеси будут терять насыщенность.

Все цвета имеют оттенки, то есть градации между светлым и темным вариантами. Чистые спектральные цвета на приведенной иллюстрации отмечены черными рамочками. Отсюда видно, что чистый желтый имеет самый светлый оттенок в спектре, а фиолетовый самый темный.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15