Урок по музыке на тему Зимний пейзаж в разных искусствах


ТЕМА УРОКА: Зимний пейзаж в разных искусствах
Цель урока:С помощью выразительных средств рассмотреть взаимосвязь различных видов искусства (музыки, живописи, литературы, киноискусства).
Музыкальный материал:
С. Никитин «Зимняя сказка»
Д. Кабалевский «Подснежник»
Г. Свиридов «Поёт зима»
ВИА «Пламя» «Снег кружиться»
Оформление и оборудование:
Фрагменты из к/ф «Снегурочка», картина И. Шишкина «Зима», рисунки детей, пластинки, таблицы, эпиграф к уроку.
«Чародейкою-зимою
околдован, лес стоит…»
Ф.Тютчев
ВХОД: «Снег кружится» - ВИА «Пламя».
У. – О каком времени рассказывает музыка?
Д. – О зиме.
У. – Какие чувства вызывает музыка?
Д. – Навевает воспоминания, грусть.
Мы поговорим о зимнем пейзаже в различных видах искусства. Волшебные звуки рождают замечательную музыку (пение по нотам Э Григ «Утро»).
У. – Какие чувства вызывает эта музыка?
Д. – Светлые.
У. – Обратимся к литературе.
Посмотрите на эпиграф урока
«Чародейкою – зимою околдован, лес стоит…»
Ф. Тютчева.
У. – Какая интонация?
Д. – Волшебная, распевная, тихая.
У. – Можно услышать музыку? Какая музыка подойдет?
Д. – Спокойная, медленная, таинственная, негромкая.
У.- Какая записана мелодия? Определите интонацию произведения?
Д. - Призывная, твердая, решительная, суровая, взволнованная.
У. – Созвучна с эпиграфом?
Д. – Нет.
У. – Из какого произведения?
Д. – Кантата.
У. – Что называется кантатой? Чья музыка?
Д. – Советского композитора – Г. Свиридова.
У. – Какую картину можно увидеть?
Д. – Пейзаж холодной, морозной зимы.
Рассматриваем пейзажи детей, так как в произведениях разные интонации, то можно представить разные иллюстрации.
Проверка домашнего задания:
Какие стихи подобрали ребята, музыку, иллюстрации?
Ребята передают разное настроение в зимних пейзажах.
Зима разная: холодная и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. Наша зима у поэтов – волшебница, к этой теме обращаются и художники.
2. Посмотрите на картину И.И.Шишкина «Зима» (чтение стихотворения).
«Здесь мало увидеть,
Здесь мало услышать,
Здесь нужно всмотреться,
Здесь вслушаться нужно.
Чтоб ясной любовью
Чтоб в душу созвучья
Наполнилось сердце.
Нахлынуло дружно».
(Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»У. – О чем рассказывает картина?
Д. – О зиме.
У. – Какие чувства вызывает картина? (Поэт даёт возможность прикоснуться к картине, дарит радость общения с природой).
Необходимо проникнуть в глубь картины. Зачем?
(Рассказ о художнике И.И. Шишкине. Портрет художника)Полотна Ивана Ивановича Шишкина требуют пристального разглядывания, вслушивания. Никто до Шишкина с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Он влюблен в каждый
цветок, в кустик, деревцо, в русский лес. Его называли «царем леса», великий мастер, художник пел свою песню, верный, однажды взятый камертон могучей песни. У него мир ясен и прост.
У. – Безмолвна эта картина, или в ней звучит какая – нибудь музыка? Какие средства выразительности необходимо использовать?
Д. – Медленный, спокойный темп.
«На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой…»
У. – Давайте картину нарисуем звуком! (исполнение песни «Зимняя сказка». Работа над выразительностью исполнения, использование разных средств и видов исполнения).У. – Что объединяет картину и музыку?
Д. – Единство интонаций, темпа, динамики.
У. – Песня созвучна с музыкой Свиридова?
Д. – Нет.
У. – С картиной?
Д. – Да.
Мы очутились в сказочном зимнем лесу.
3. У. – А сейчас представьте себя на время кинооператорами, возможно ли передать образ Деда Мороза в кино?
Д. – Да.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Снегурочка».
У. – Каким показан Мороз – воевода?
Д. – Суровый, сильный, властный, взволнованный. Не желает уступить место Весне.
Показ картин.
У. – Но природа просыпается, появляются первые цветы. Какие?
«И вот пригрело солнце и всё слышнее звон капели,
И в лесу ручьи запели, пробудилось всё от снега».
4. Д.Б. Кабалевский «Подснежник» – определить по ритму, исполнение в характере
«Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый,
Последний снежок»
(А. Майков)
У. - Есть что-то у зимы молодецкое, весёлое. Мы рады проказам зимы. Весело зимой. Какие ещё настроения?
Д. – Радостные.
5. Рассматриваем картины художников В.В. Сурикова, А. А. Саврасова, Б. Кустодиева.
У. – Можно увидеть в этих картинах песню?
Д / З: Нарисуйте рисунок, отражающий радостное настроение.
ИТОГ УРОКА:
Для чего нужно вслушиваться, вглядываться в картину?
(Вслушиваясь в мелодию картины, ритм, краски, картина заговаривает с нами, мир открывается, яркий, звучный. С помощью музыки и живописи усиливается восприятие пейзажа)С какими познакомились видами искусства, отражающими зимний пейзаж?
(музыка, литература, живопись, киноискусство).
Назовите, музыку каких композиторов вы слушали?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
У. – Разгадайте кроссворд:
Какой композитор написал песню «Подснежник»?
Автор фрагмента «Поёт зима, аукает».
Кто написал цикл «Времена года»?
Автор произведения «Утро».
Какой композитор написал песню «Зимняя сказка»?
1 5
Н
К И Ч А Й К О В С К И Й
Б 4 И



А Т Л И Е Н В Г С В И РИ Д О В К И И Г Й