Конспект урока Дифференциация свистящих и шипящих звуков.


Занятие по логопедической коррекции
в малокомплектном классе(1,2,4,5 классы) для обучающихся по адаптированной образовательной
программе начального общего образования
с диагнозом F-70
Тема: Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Путешествие в весенний лес.
Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний о свистящих и шипящих звуках, развития умения дифференцировать(распознавать) их в устной и письменной речи, соотносить их с символами; способствовать расширению знаний о весенних изменениях в природе, активизировать словарный запас, развивать слуховое и зрительное восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Планируемые результаты занятия:
Предметные: научатся визуально и на слух различать звуки з-с-ц-ч-ж-ш-щ, правильно их произносить, давать им характеристику, находить отличительные признаки; определять основные признаки весны, анализировать изменения природы весной; пополнят свой словарный запас, улучшат навыки чтения и письма.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: с помощью учителя принимать и сохранять задачу соответствующую этапу занятия, планировать и выполнять свои действия, обозначать в речи свои действия, их последовательность, цель, результат; выполнять действия по словесной инструкции; осуществлять речевое планирование.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проводить классификацию звуков, соотносить их с буквами, последовательно выполнять познавательные действия по речевой инструкции, отвечать на вопросы познавательного содержания, составлять предложения с заданными словами, восстанавливать слова и тексты.
Коммуникативные: использовать речевые средства для общения; принимать участие в групповом разговоре, поддерживать диалог, слушать, отвечать на вопросы, реагировать на высказывания партнёра, интонационно выразительно передавать свои мысли.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, правильному звукопроизношению; осознают красоту и разнообразие весеннего леса, природы в целом, подробно и эмоционально передают в речи свои впечатления, знания, предпочтения.
Ход занятия.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Логопед: -Ребята, посмотрите в окно, какое время года сейчас?
- Весна.
Логопед: - Как вы догадались? (ответы детей)
Логопед: - Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
Логопед: - Какой сейчас месяц?
- Апрель.
Логопед:- На латинском языке «априкус» значит «согретый солнцем», а «априре» - «открывать», «расцветать». Правда ,подходит для весеннего месяца?
Логопед:- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
- О весне.
Освоение нового содержания и его применение.
Логопед читает стихотворение:
Протянуло лучики солнце золотое,
Засияло радостно небо голубое.
Вся природа ожила,
Щедро улыбнулась,
Птички радостно запели,
И земля проснулась!
- Весна – замечательное время года, и я приглашаю вас на экскурсию в весенний лес. Давайте прислушаемся. (звучит запись мелодии «Шум леса»).
- Какие звуки вы слышите? (ответы детей)
- Какие птицы прилетают к нам весной?(ответы детей)
СЛАЙД №1ПТИЦЫ
1-2 класс 4-5 класс
Собрать из букв и прочитать слова (грач, чиж)
Гра… ла…то…ка …кворе… …три…
Куку…ка …аворонок ..егол- Вставить пропущенные буквы. Дать характеристику соответствующим звукам.
Логопед:- Какие буквы вы вставили? (буквы вывешиваются на доске)
- На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (буквы обозначающие свистящие и шипящие звуки)
-Чем отличаются шипящие и свистящие звуки?(ответы детей)
- Как вы думаете, для чего нам надо уметь различать эти звуки?(чтобы правильно их произносить и не путать при чтении и письме)
СЛАЙДЙ №2 СКОРОГОВОРКА
Логопед: - Давай те прочитаем скороговорку.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат. (объяснить слово ушат)
Логопед: - Давайте повторим (медленно- шёпотом, быстрее- громче, быстро –громко).
- Какой шипящий звук мы здесь слышим, сколько раз?
- Сейчас отправляемся на прогулку.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем,
Крылья сложили назад.
Наша экскурсия продолжается.
Логопед читает стихотворение:
Без забот и тревог спал медведь в своей берлоге.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет, вот беда!
Вылез он и видит – лужа
Тает снег – пришла весна!
- А какие ещё животные просыпаются весной?
СЛАЙД №3 ЖИВОТНЫЕ
- Определить наличие и место звука в слове (ужи, ёжик, лягушка, барсук)
1-2 класс 4-5 класс
Собрать слова из букв: ежи, ужи, прочитать.
Собрать из слов скороговорку
У ужа ужата
У ежа ежата
-Какой звук вам встретился, к какой группе он относится
- Продолжаем нашу экскурсию, и нам на встречу скачут две лягушки
Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем вытирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Вам, друзья, физкульт-привет!
Логопед: - Как вы думаете, для чего надо делать зарядку, заниматься физкультурой? (чтобы быть здоровыми)
Логопед: - Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы сейчас будем говорить?
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один красивые,
Хоть и очень разные.
- О цветах.
Логопед:- Какие цветы можно встретить в весеннем лесу?
- Подснежники, ландыши, незабудки.
СЛАЙД №4
1-2 класс 4-5 класс
Обведите в кружок буквы, обозначающие свистящие звуки,
шипящие звуки (взаимопроверка)
Собрать слово из букв: ландыш, прочитать. Определите количество звуков в слове и место звука занятия.
(взаимопроверка): ландыш, незабудка, медуница, подснежник.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в конце предложения, прочитайте получившийся текст (4-5 класс)
Почему же под…не…ники растут зимой почему спе…ат …вести эти …веты о…ень любят …вет в голом лесу света о…ень много за…ветай же скорей, ве…енний …веток
Логопед: - Какую новую информацию вы узнали о цветке?(он очень любит свет и поэтому зацветает очень рано, пока не распустились листья)
3 Итог урока. Рефлексия деятельности.
Логопед: - Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- О весне, о звуках.
Логопед: - О каких звуках, для чего мы с вами это делали?(ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали?(в лесу)
- Чего нельзя делать в лесу?(рвать цветы, ломать ветки, разорять гнёзда и забирать животных домой)
- Природу надо беречь и охранять!