Реализация городской военно-патриотической программы как один из факторов повышения качества образования

«Реализация городской военно-патриотической программы как один из факторов повышения качества образования»
заместитель директора по УВР,
руководитель городской военно-патриотической программы
"В нашу гавань заходили корабли...»
Яковлева Елена Николаевна

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический опыт. В условиях становления гражданского общества необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходят духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
В процессе воспитательной работы, к сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что для многих педагогов понятия "патриотизм" и "гражданственность" ограничиваются только готовностью встать на защиту Родины в случае военной угрозы. Смысл служения Родине гораздо шире. Он включает в себя высокую нравственность, трудолюбие, стремление оказать помощь другим людям. Одной из главных задач, которые стоят перед образовательными учреждениями, является подготовка учащихся к простому, повседневному труду, формирование активной жизненной позиции.
Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: педагоги, учащиеся, родители, общественность. Работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в развитии материально-технической базы.
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования разрабатываются образовательные программы, которые определяют сущность патриотического воспитания как систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у детей и подростков духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Такие качества личности проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, своей культуры и в готовности защищать своё Отечество.
Одной из них является городская военно-патриотическая программа "В нашу гавань заходили корабли...». Она разработана в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы" и учитывает региональные особенности Республики Татарстан, города Набережные Челны, состояние и перспективы военно-патриотического воспитания в МАОУ ДОД "Детский морской центр № 9".
В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость, т.к. в качестве показателей результативности программы выделены:
формирование патриотического сознания личности, готовность молодежи к служению и защите своего Отечества;
успешная социализация личности в обществе;
создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактика асоциального поведения;
устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
.Программа "В нашу гавань заходили корабли..." ориентирована на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Основной целью Программы является активизация работы с детьми и молодежью по популяризации и развитию морского дела в г. Набережные Челны. Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Юные патриоты в этом учебном году принимали участие в различных конкурсах, смотрах, играх патриотической направленности.
Так, учащиеся школ города и учреждений дополнительного образования соревновались в следующих конкурсах:
конкурс рисунков «Обитатели морей и океанов», конкурс кроссвордов по морской тематике. В дополнительном образовании такие конкурсы носят развивающий характер, они направлены на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и специальных способностей. Всего в конкурсах рисунков и кроссвордов приняло участие более 500 учащихся 1-4 классов из 22 общеобразовательных школ города.
Самыми активными участниками этого творческого конкурса стали образовательные учреждения № 19, 40, 45, 57, 76.

конкурс кораблестроителей «Корабль будущего». На конкурс была представлена 21 творческая работа прикладного характера из гимназии № 57, 76 , общеобразовательных школ города № 7, 27, 45, 52 учащихся 1-4 классов.

конкурс сочинений «История флота – история славы России». На конкурс были представлены 33 сочинения из гимназии № 28, 76, общеобразовательных школ города № 1, 5, 7, 23, 27, 34, 44, 45, 52, 56 учащихся 5-11 классов. На рассмотрение жюри были вынесены следующие вопросы: морские сражения, военно-морской флот, флотоводцы и великие мореплаватели. Практически все сочинения носили реферативный характер, материал полностью или частично был взят с Интернета. Однако жюри отметило одно сочинение «Дневник моего дедушки» Евдокимовой Екатерины ученицы 9 класса школы № 5. В нем рассказывалось о воспоминаниях А.И. Запускалова, который служил в 60-х гг. на атомной подводной лодке К-19, об аварийной ситуации, которая могла закончиться атомным взрывом.

конкурс на лучший видеоролик, мультимедийную презентацию «Морскому флоту быть!» посвященным памятным датам флота. На конкурс были представлены 6 презентаций из гимназии № 26, общеобразовательной школы города № 55, НС(К)ОШ № 87. При создании презентаций учащиеся использовали музыкальное оформление, что способствовало эмоциональному воздействию на человека. Так же работы ребят отличились высоким уровнем технического исполнения. Все работы оценивались по номинациям, в числе которых «Лучшее раскрытие исторической темы», «Лучший видеореферат».
На игровых программах «Морское рандеву», «Гавань мудрости» и «Счастливого плавания» ребята познакомились с семафорной азбукой, азбукой Морзе, научились оказывать первую медицинскую помощь при спасении утопающих на воде, выполняли различные силовые упражнения и приёмы самозащиты. Минутой молчания участники встреч чтят погибших героев. В программу торжественных встреч включены концертные хореографические и вокальные номера.


В мае прошел заключительный фестиваль "Капитанские байки", на котором собирались все участники программы. Были подведены итоги и награждены победители конкурсов, соревнований и активные участники. Хочется отметить образовательные учреждения «№ 57 (1 место), 19,52 (2 место), 28, 40, 76, ГОУ НС (К)ОШ № 75 (3 место), которые были награждены грамотами за творческое отношение к работе, создание благоприятных условий для самореализации личности воспитанников.
Подводя итог деятельности городской военно-патриотической программы « В нашу гавань заходили корабли», хочется отметить возросший интерес учащихся города к вопросам морской истории, знаменательным датам Великой Отечественной войны, к судьбам ветеранов. Общее количество детей, занятых в программе свыше 700 человек.


Проведённые опросы среди учащихся общеобразовательных школ города и воспитанников учреждений дополнительного образования и педагогов школ показали востребованность этой программы. В этом, несомненно, заслуга творческого, сплочённого коллектива педагогов МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9». А значит программа будет жить!