Мочевыделительная система. Строение почек

Модульная программа «Формирование культуры здоровья»
М-5-6. «Мочевыделительная система. Строение почек»
Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по успешному усвоению

УЭ 0
ИДЦ: по завершении работы над учебными элементами учащийся должен освоить УУД:
Предметные: знать строение и функции выделительной системы, органов мочевыведения; определять понятия по теме урока;
уметь раскрывать роль органов выделения в поддержании гомеостаза; устанавливать связь между строением и выполняемыми функциями.
Метапредметные: регулятивные - совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, само и взаимоконтроль;
познавательные: совершенствовать умения преобразовывать текст учебника в схематичную и табличную форму;
знаково-символические: совершенствовать умение рационально оформлять записи в рабочей тетради, в ТПО;
логические: совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, формулировать понятия; совершенствовать умение использовать изученную биологическую лексику в ходе устных ответов;
коммуникативные: совершенствовать умение кратко пересказывать доступный по объему биологический текст, выполнять работу по предложенному плану, совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог, развивать умения владеть приемами монологической и диалогической речи;
личностные: формирование познавательного интереса, принятие норм и правил культуры поведения для здоровья мочевыделительной системы.
Используй для усвоения модуля УМК линии «Сфера»
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цихмистренко Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2009
Тетрадь-тренажер (ТТ): Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Тетрадь-практикум (ТП):
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Н.А. Васина Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2011

уч-к & 42, ТТ с.38-39 №21-23, с. 46 № 13.

УЭ 1
Цель: актуализация познавательной деятельности учащихся
1.Из перечня (1-11) выберите ответы на вопросы (А-Л) и зашифруйте их:
1.Кариес
2.Цинга
3.Дизентерия
4.Холера
5.Глистные заболевания
6.Тиф
7.Ожирение
8.Гастрит
9.Отсутствие аппетита
10.Язва желудка
11.Цирроз печени
А.инфекционные заболевания кишечника
Б.Источник – недоваренное и недожаренное мясо и рыба
В.Источник – грязные руки, вода, пища, посуда
Г.Результат недостаточности движения (гиподинамия)
Д.Профилактика – чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды
Е.Результат нарушения гигиены ротовой полости
Ж.Результат нарушения режима дня и питания
З.Профилактика – хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу
И.Профилактика – чистка зубов перед сном
К.Результат плохой сервировки Стола
Л.Результат курения и алкоголя
Взаимопроверка д/з в тетради-тренажере


Устно


УЭ 2
Цель: сформулировать тему и задачи урока.
1.Что такое выделение?
2.Какие системы принимают участие в этом процессе?
3.Расскажите о выделении млекопитающих.
4.Как происходит выделение ненужных веществ в теле человека?
5.Почему возникло затруднение?
6.О чем будем говорить на уроке?
7.Сформулируйте тему урока
8.Что нового узнаем?
9.Чему научимся?
Запись темы урока на доске и в тетради.

Устно




Формулируют тему и задачи урока

Записывают тему в тетрадь

УЭ 3
Цель: знать и распознавать органы выделения на таблицах; объяснять и устанавливать взаимосвязь между строением и функциями некоторых органов выделения, работать с различными источниками биологической информации.
В ходе беседы учащиеся перечисляют органы, изображенные на таблице «Выделительная система», определяют, какие из них относят к мочеобразующим и мочевыводящим, обобщая ответы, рисуют схему мочевыделительной системы на доске, дети - в тетрадях.






Устно


·Письменно в РТ
рисуют схему «Мочевыделительная система»







УЭ 4
Цель: знать строение почки, уметь работать с различными источниками информации
1.Прочтите учебник с. 101 и выполните в ТТ с.48 № 13
Проверка в классе.
2.Назовите функции почек
Функции почек:
участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;
стимулируют образование эритроцитов;
образуют биологически активные вещества;
участвуют в регуляции артериального давления;
удаляют вредные вещества из организма.
3. Прокомментируйте стихотворение.
Они, как два больших боба, На связках закрепились. У позвоночного столба Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулу, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернутся в организм, А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть, Что нам всего дороже. Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.


Письменно в ТТ


Письменно в РТ







Устно

УЭ 5
Цель: знать состав плазмы, первичной и вторичной мочи, объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены
Моча - это профильтрованная плазма крови.
1.Вспомните, ребята, какой состав имеет кровь, плазма?
2. Давайте сравним её с мочой.
3.Первичная моча содержит по составу те же вещества, что и плазма, кроме белка, за сутки её образуется 150 л.
4.Вторичная моча - это вредные вещества, за сутки - 1-2 л.
Этапы
Процессы
Где образуется
Состав

образование первичной мочи
фильтрация
в капсуле
плазма без белка

образование вторичной мочи
обратное всасывание
в канальце
мочевина, мочевая кислота, креатин, лекарства, вода





Письменно в РТ




Запись в РТ таблицы.


УЭ 6
Цель: знать и называть причины и профилактику заболеваний мочевыделительной системы
Причина и профилактика мочевыделительной системы
Причины
Профилактика

Инфекционные заболевания
Закаливание, своевременное лечение

Переохлаждение организма
Избегать переохлаждения, ноги в тепле

Острая пища
Рациональное питание

Алкоголь, никотин, наркотики
Отказ от вредных привычек

Недоброкачественная вода
Контроль за качеством питьевой воды

Восходящая инфекция
Соблюдать правила личной гигиены




письменно в РП

УЭ 7
Цель: выходной контроль, подведение итогов и определение домашнего задания.
1.тест из 10-ти вопросов с одним правильным ответом по вариантам 1-й вариант - с 1-го по 5-й, 2-й вариант – с 6-го по 10-й. По окончании работы - самопроверка, варианты ответов на доске.
Тест
1. Структурная единица почки:
а) долька; б) нефрон; в) лоханка; г) малая чаша.
2. Образование вторичной мочи происходит:
а) в мочевом пузыре; б) в канальцах; в) в почечной вене.
3. В почке содержится нефронов:
а) 5000; б) 1000; в) 1000000; г) 500тыс.
4. В состав нефронов не входит:
а) клубочек; б) канальцы; в) капсула; г) лоханка.
5. Наличие какого вещества свидетельствует о заболевании:
а) белки; б) мочевины; в) соли аммония.
6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе:
а) почки; б) печень; в) мочеточник; г) мочевой пузырь.
7. Мочевыделительная система удаляет:
а) углекислый газ; б) непереваренные остатки пищи; в) жидкие продукты распада веществ.
8. Какое количество первичной мочи образуется в сутки:
а) 1 л; б) 10 л; в) 150 л.
9. Как называется внутренний слой почки:
а) корковый; б) мозговой; в) почечная лоханка.
10. Центр рефлекса мочеиспускания находится:
а) в спинном мозге; б) в головном мозге.
2.Что нового узнали на уроке?
3.Чему научились?
4.Что у нас получилось хорошо?
5.Что нам пока не удается?
6.С каким настроением уходите с урока?
Выставление и аргументация оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: &42, вопросы, задания в ТТ, не выполненные в классе, опережающее задание – сообщение «Виды кожи», «Заболевания кожи и их профилактика»


Письменно в РТ, самопроверка


Рисунок 115