Интегративное образовательное пространство внеурочной деятельности как условие формирования нравственно патриотической позиции и социальной адаптации школьников.


Концепт -проект «Интегративное образовательное пространство внеурочной деятельности как условие формирования нравственно – патриотической позиции и социальной адаптации школьников.
Актуальность: Приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с образовательной деятельности образовательного учреждения на внедрение гуманистической модели обучения (приоритет общечеловеческих ценностей) Ведущее значение приобретает воспитание.
.Данный проект - концепт позволит сформировать нравственно – патриотическую позицию и поможет в социальной адаптации школьников.
На основе комплексной диагностики личностного роста школьников в 2010 г. выявлен недостаточный уровень отношения школьников к базовыми ценностями Человек.Земля.Мир.
Внеурочная деятельности играет немаловажную роль в процессе становления индивидуальности ребенка, обучающегося в школе и включающегося в различные коллективы, характер влияний на личность в которых также является многоаспектным.Внеурочная деятельность должна осуществляться на основе ведущих подходов к реализации ФГОС второго поколения – аксиологическом, системно-деятельностном, программно-целевом.
Интеграция программ, направленных на развитие личности школьника
(Т.А.Стефановская)
На основе положений об интеграции программ, направленных на развитие личности школьника, разработанных Т.А.Стефановской, был проведен анализ программ, реализуемых во внеурочной деятельности с целью выявления возможностей интеграции.
На основе анализа можно сделать вывод, что существует объективная необходимость усиления воспитательного потенциала внеурочной деятельности в аспекте развития отношения школьников к базовой ценности «Земля».
Более глубокое изучение отношения школьников к данной ценности (Земля) выявило проблемы в развитии патриотизма школьников , в социальной адаптации школьников к ценности (Человек) , также проблемным оказалось отношение к ценности (Земля)
Усиление воспитательного потенциала внеурочной деятельности возможно за счет включения дополнительных программ, ориентированных на развитие нравственно-патриотической позиции школьников и их социальной адаптации.
Сущность данного концепт-проекта заключается в создании интегративного пространства во внеурочной деятельности школьников, ориентированное на развитие нравственно-патриотической позиции школьников и их социальной адаптации.Базовый концепт (понятие, смысл, идея) связан с тем, что содержание внеурочной деятельности в рамках данного модуля подбирается с таким условием, что оно должно развивать отношение школьников к приоритетным ценностям «Человек. Земля. Мир». В этой связи развитие отношения к базовым ценностям в рамках данного проекта происходит в таких виды внеурочной деятельности, как:социальное творчество (социально-преобразующая, добровольческая) деятельность
краеведческая деятельность.
Данный проект разработан в рамках Программы внеурочной деятельности в школы, отражает один из разделов «Социально-преобразующая (добровольческая) деятельность школьников.
Таким образом, на основе полученных данных в результате изучения возможных путей решения проблемы было сделано предположение, что развитие нравственно-патриотической позиции школьников и их успешная социальная адаптация будут возможны, если:
- созданы условия для усиления потенциала внеурочной деятельности: обеспечены содержательный аспект проекта (разработано содержание) и - организационно-технологический аспект данного проекта (отобраны формы, методы, технологии, направление на достижение комплексного результата внеурочной деятельности школьников (от первого до третьего уровня);
- школьники включаются в разнообразные виды деятельности, предполагающие взаимодействие с социумом, приобретение опыта социально- значимого самостоятельного действия;
- разработано нормативно-диагностическое сопровождение реализации проекта.
Задачи реализации проекта:
Разработать программно-методическое обеспечение реализации данного проекта.
Создать необходимые условия для вовлечения школьников в разнообразные виды деятельности, ориентированные на взаимодействие с окружающим социумом.
Разработать нормативно-диагностическое сопровождение проекта.
Выявить эффективность в ходе апробации проекта.
В соответствии с поставленными задачами были разработаны следующие программы:
-Программа социально-творческой (краеведческой) деятельности школьников «Мой дом»;
- Программа социальных акций «Благотворительность»;
-Программа краеведческой деятельности «Клуб краеведов»;
-Программа по развитию патриотического воспитания «Военно - историческая подготовка»
4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММ
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; принятых в обществе нормах отношения к другим людям, знание способов проявления инициативы, включения в общественно полезные дела,
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому Человеку, к Земле как дому человека, к родному краю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта инициативного участия в социально значимых делах в реальном социальном контексте, опыта выявления и анализа социальных проблем (социол. опрос и др.), самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления общением с другими людьми опыта принятия ответственности за свои действия; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.
Результаты четвертого уровня (создание социально - образовательного проекта): проект, который накладывается на все направления внеурочной деятельности, с выходом на социум, и на любой предмет) В соответствии с методическим конструкторам определенные примерные формы достижения результатов внеурочной деятельности в рамках данного проекта
Литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.: Просвещение, 2009.-24с.
Методические рекомендации МО «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»( 20.05.2011).
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010- 223с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост .Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2012. — --- с. —(Стандарты второго поколения).