Презентация Авторское право и школьная библиотека


Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №2Белоусова Н.В. Кого мы называем АВТОРом? 1. создатель художественного или публицистического произведения 2. художник-оформитель книги 3. фотограф 4. разработчик веб-сайта Интеллектуальные права на произведения науки Интеллектуальные права на произведения литературы Интеллектуальные права на произведения искусства Другое исключительное право на произведение право авторства право автора на имя право на неприкосновенность произведения право на обнародование произведения Другое АВТОР - создатель художественного или публицистического произведения. АВТОРСКИЕ ПРАВА - Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ГК РФ часть 4, глава 70 ст.1255) Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение право авторства право автора на имя право на неприкосновенность произведения право на обнародование произведения литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; К объектам авторского права также относятся: программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ГК РФ,ч.4, гл.70,ст.1259) Законодательство об авторском праве до 1 января 2008 г.Статья 1271, ч.4,гл.70 ГК РФ - Знак охраны авторского права Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Например: © ОСОШkanew, 2010 Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, обязательно указывайте источник информации Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана». В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме (ГК РФ,ч.4, гл.70,ст.1274) Виктория Оуэн Вопрос: Каковы главные задачи библиотек, связанные с авторским правом, в настоящий момент? Ответ: Авторское право занимает все более важную роль в жизни библиотек, поскольку все большее количество материалов и услуг приобретается и поставляется в электронном виде. Многие национальные законы об авторском праве не адаптированы для решения юридических вопросов комплектования, организации, хранения, сохранности и предоставления доступа к цифровым коллекциям. Цифровой контент и технологии предоставления информации заставляют пересматривать принятую библиотечную практику, и в настоящее время библиотеки сталкиваются с абсолютно новыми задачами. Мы занимаемся вопросами и ограничениями, связанными с межбиблиотечным абонементом, сохранными копиями, предоставлением электронных материалов, и это всего лишь несколько примеров. Переосмысливая наши полномочия в цифровой среде, мы стараемся говорить на локальном и глобальном уровнях о том, какую важную роль играют библиотеки в предоставлении доступа к информации, повышая тем самым интерес населения к нашим учреждениям. Вопрос: Почему новое поколение библиотекарей должно интересоваться вопросами авторского права? Ответ: Авторское право распространяется на все аспекты библиотечной деятельности. Коллекции, созданные изначально в электронном формате, связаны с проблемами доступа и сохранности, поэтому библиотекари захотят стать подкованными в вопросе влияния оцифровки и современных технологий на коллекции и службы. Информационная политика является неотъемлемой частью библиотеки 21 века, библиотекари на национальном и международном уровнях играют важную роль в формировании этой политики. Коммерческие организации продвигают свои интересы, многие из которых несовместимы с задачами образования и науки. Библиотекари должны продвигать свою позицию и сделать все, чтобы условия доступа к цифровому контенту не ограничивали доступ к знаниям. Школьная библиотека, возможно – самое главное место после родительского дома, где дети и подростки могут и должны узнать об авторском праве и правилах использования чужого контента. Одной из задач библиотекаря является обучение молодых читателей этому .Прежде чем приступить к работе со школьниками в сетевых конкурсах, интернет проектах, направленных на развитие чтения и интереса к книгам, к консультациям учащихся в выполнении ими учебных исследований – поиске информации, отборе, анализе и интерпретации, рекомендуется обсудить с ними вопросы, связанные с защитой авторских прав. Сформированность представлений об авторском праве является одним из критериев готовности учащихся к самостоятельным действиям с мультимедийными интернет ресурсами. Предложите школьникам ознакомиться с некоторыми материалами по защите авторских прав, а также по безопасности молодёжи в Интернете: Обычный копирайт для интернет-сайтов : Copyright © Правообладатель 2011 Все права защищены Это означает, что копируя информацию с данного сайта, вы обязательно должны ссылаться на веб-адрес ресурса, информацию с которого вы использовали. Иногда авторы сайтов требуют, чтобы ссылка ваша была активной, либо вообще не разрешают копировать материалы без согласия авторов сайта. Образцы ссылки на веб-ресурс: Неактивная ссылка: Источник: http: //www.lib.tsu.ru/win/produkzija/metodichka/8_2_1.html Или (активная ссылка-гиперссылка): http://www.lib.tsu.ru/win/produkzija/metodichka/8_2_1.html Или (активная ссылка - название сайта)   http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/oppilaille.htm      В этом разделе предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. Кроме сведений об информационной безопасности, в рассказах также содержатся задания и вопросы, которые следует принять во внимание.Ученики могут работать с рассказами самостоятельно, в небольших группах или под руководством учителя. Рассказы предназначены в основном для разных возрастных групп, но их можно использовать в соответствии с уровнем навыков ученика.Рассказы для детей 7–10 летБесконечный лесНовые друзья АниРассказы для детей 11–16 летРассказ Римская группаКонфликты и происшествия