Технологическая карта по информатике на тему Цифровое пространство и авторское право (10 — 11 класс)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Технологическая карта внеклассного мероприятия 10 - 11 класс ы Тема Цифровое пространство и авторское право Тип Комбинированный урок Цель Рассказать учащимся об авторском праве, научить защищать свои произведения и уважать права других авторов. Задачи  показать учащимся возможности правомерного использования авторских материалов, доступных в цифровом формате;  научить различать ситуации, в которых законом допускается свободное пользование чужими материалами в личных целях и в которых необходимо разрешение автора и оплата пользования;  показать пути защиты собственных уникальных произведений;  продемонстрировать т рудоемкость процесса создания интеллектуальной собственности, чтобы воспитать уважение к труду, насыщенному интеллектуально и творчески. Ресурсы: основные дополнительные Авторские права в цифровом пространстве http://www.microsoft.com/rus/education/ipr/default.aspx http://detionline.com Фонд Развития Интернет URL: http://www.fid.su Дети в информационном пространстве// Сайты для детей: технология или искусство? http://detionline.com/journal/numbers/19 Безопасность в интернете. URL : http :// www . microsoft . com / eesti / education / veebivend / koomiksid / rus / html / . htm Справочник по детской безопасности в Интернет от Google Материалы сайта http://www.it4youth.ru/ Организация пространства Раздаточные материалы для практического задания (приложение 1) , тест (приложение 2). Оборудование Интерактивная доска, компьютер, проектор, персональные компьютеры учащихся ХОД УРОКА № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика 1. Организационный момент Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес. Организует диалог с классом. Современные школьники – активные пользователи цифрового пространства. Компьютер и Интернет играют в вашей жизни важную роль. Вы ежедневно име е т е дело с авторскими произведениями, а порой и сами созд аете их (музыка, тексты песен, изображения ипр.) . Знания в области авторского п рава откроют вам новые возможности для профессионального успеха в будущем, создадут дополнительные стимулы для развития в науке и творчестве. А также должны знать, что нарушение чужих авторских прав может имеет серьезные последствия для карьеры. Готовятся. Эмоционально настраиваются. Аргументируют тему. Включаются в диалог. Приводят свои примеры. 2. Основная часть Приводит примеры неудачно сложившейся карьеры для некоторых политических деятелей. Так, весной 2012 г. Президент Венгрии Пал Шмитт был вынужден уйти в отставку в связи с обвинением в плагиате большей части своей докторской диссертации, которую он защитил 20 лет назад. Его также лишили докторской степени. В феврале 2011 г. Байротский университет лишил министра обороты Германии К арла - Теодора цу Гуттенберга ученой степени кандидата наук, полученной в 2007 году. Выяснилось, что диссертация политика была написана с нарушением научных стандартов, а именно при использовании чужих текстов Гуттенберг не всегда обозначал источник цитаты и авторство. Гуттенберг подал в отставку с поста министра обороны, был вынужден освободить кресло в Бундестаге и полностью уйти из большой политики. Знакомит учащихся с понятием интеллектуальной собственности и цифрового пространства. Интеллектуальная собст венность Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги (объекты патентного права), и заканчивая книгами, фотографиями, кинофи льмами и музыкальными произведениями (объекты авторского и смежных прав). Интеллектуальная собственность нематериальна даже тогда, когда «обличена» в форму физических объектов. Однако она имеет материальную стоимость. Авторские права – это права на интелл ектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что Учащиеся внимательно слушают и делают определенные выводы о необходимости защиты информации и последствий нарушения авторских прав. Проговаривают вслух свои доводы. Приводят примеры. интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего т руда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размеща ть в Интернете. Автор по своему усмотрению может дать разрешение на различные виды использования своего произведения другим людям за определенную плату или безвозмездно. Цифровое пространство Цифровое пространство является важной частью современного мира. Цифровые каналы передачи данных имеют очевидные преимущества перед традиционными каналами сообщения, в частности скорость, доступность, удобство хранения данных и др. Компьютеры и различные гаджеты есть у большинства современных школьников. Многие объекты , созданные интеллектуальным или творческим трудом (фильмы, книги, рисунки, фотографии, музыка и др.) могут легко перемещаться по цифровому пространству. Особенно явно это стало проявляться с распространением Интернета. Цифровое пространство несет в себе две опасности: (1) авторское произведение может быть легко скопировано и распространено без ведома автора и (2) кажущаяся простота использования чужих авторских произведений может привести нарушителя к серьезным правовым санкциям. Важно понимать, что цифро вое пространство регулируется вполне реальными законами , нарушение которых влечет вполне реальное наказание. Предлагает учащимся на практической работе разобрать ситуационные задачи. Предлагает учащимся разбиться на группы, разобрать в каждой из групп ситуации. После ответов учащихся демонстрирует поведение героев ситуационных задач с законодательной точки зрения. Выполняют практическую работу (приложение1). Участвуют в обсуждении результатов практической работы. 3. Закрепление изученного Предлагает учащимся выполнить тест (приложение 2). Обсуждение результатов работы Выполняют тест. Обсуждение результатов теста. 4 Рефлексия Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся. Выявляет эмоциональное состояние учащихся. Как вы считаете, меняется ли применение авторского права, если вместо компьютера вы используете другие цифровые устройства – телефоны, коммуникаторы, смартфоны и др.? Какие технические средства для защиты авторских произведений в цифровом пространстве м ожете предложить вы? Осуществляют самооценку собс твенной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к мероприятию . Чтобы вы придумали для того, чтобы вашу статью (сочинение, сценарий ролика, фотографию и т.п.), размещенную в Интернете, не украли и не использовали в коммерческих целях без вашего разрешения? В спорной ситуации как бы вы могли доказ ать свое авторство? Можно ли зарабатывать на авторстве? Как часто вы нарушаете авторские права? Одинаково ли защищены законодательством об авторских правах все граждане? После окончания учебы, какие потребности в чужих авторских материалах могут у вас возникнуть? Как часто, на ваш взгляд, возникает необходимость в ис пользовании результатов чужого интеллектуального или творческого труда в той профессиональной деятельности, которой бы вы хотели заниматься? В других областях? Приложение 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Учебный кейс №1 «Битва музыкантов» Меня зовут Дима, я учусь в 10 классе. В этом году мне на день рождения подарили видеокамеру. Я стал снимать разные сюжеты на память об интересных событиях, иногда монтировал ролики о нашей школьной жизни. Недавно в нашей школе проходил конкурс под названием «Битва музыкантов», где ученики выступали с музыкальными номерами. Они могли спеть песню, сы грать на музыкальном инструменте и т.д. Критерии успеха на конкурсе: оригинальность номера, артистичность исполнителя, приятное звучание композиции. По итогам конкурса жюри выбирает победителя. Я пришел на мероприятие с камерой, спросил разрешение на съемку у ребят - активистов, помогавших администрации организовать конкурс. Они не возражали: ученики часто снимают и фотографируют школьные мероприятия. Мне повезло, я смог найти место в центре зала, поставил камеру на штатив и заснял все номера с отличной точки в хорошем качестве. А конкурс прошел на ура, многие номера выглядели очень профессионально, причем слова и музыку к некоторым из них ученики написали сами. Подготовился и ведущий: постоянно шу тил, умело заполнял паузы между вступлениями, в общем, зрители не скучали ни секунды. Естественно, что конкурс произвел большое впечатление на приглашенного члена жюри – ведущего популярной музыкальной радиостанции, который пообещал подробно написать о нашем конкурсе в блоге, разместить там фотографии и дать полезные советы некоторым исполнителям. Обещание свое он выполнил. После этого многие ученики и родители, которые не пришли на «Битву», обратились ко мне за видеозаписью. К тому моменту я смонтировал короткий ролик из самых смешных и интересных моментов конкурса и выложил его ВКонтакте. Видимо ролик еще больше подогрел интерес к прошедшему концерту. Желающих получить полную запись оказалось немало, и я решил продавать диски с записью по 200 руб. Вполн е честная цена, если учесть стоимости диска, потраченное на заливку время и мой операторский вклад. Я продал 12 дисков. Через неделю меня пригласил к себе директор школы. Как оказалось, многим из выступавших не понравилось, что я записал мероприятие с их у частием на камеру, выложил ролик в Интернет и теперь продаю видеозапись конкурса за деньги. Кто - то из них боялся, что музыка и слова их песен будут украдены, кто - то переживал за свой внешний вид на записи. Одна рок - группа 11 - классников, исполнившая на кон церте кавер - версию песни Metallica, теперь переживали, что, наткнувшись на запись в Интернете, Metallica подаст на них в суд. А один мой одноклассник утверждал, что в ролике использовались самые неудачне кадры с его участием, и теперь, после размещения рол ика в Интернете, он стал предметом насмешек. Директор заявил, что я поступаю незаконно, потребовал прекратить продажу дисков и убрать ролик из сети. Я, конечно, послушал его, но до сих пор не могу понять, что я сделал не так. ВКонтакте часто появляются фот ографии и видео со мной, хотя согласие на размещение я никому никогда специально не выдавал. А видеозапись я продавал по небольшой вполне честной цене и только ученикам нашей школы или их родителям. Разве я сделал что - то незаконное? Ответы и комментарий к Учебному кейсу «Битва музыкантов» В данной ситуации затрагиваются вопросы авторского права и смежных прав. Так, сферой авторского права охватываются произведения и их авторы, в частности, текты песен, музыка, текст конферанса ведущего в случае наличия заг отовок (ст. 1259 ГК). Вопросами смежных прав охватываются права исполнителей, т.е. музыкантов, певцов, ведущего (п. 1 ст. 1304 ГК). Создание видеозаписи концерта, по сути является, воспроизведением произведений (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК), поскольку происхо дит создание экземпляра произведения (например, песни) в материальной форме (в данном случае, в форме видеозаписи). Такая форма использования произведения является исключительным правом правообладателей и должна производится только с их согласия (п. 1 ст. 1229 ГК). В тоже время, согласно ст. 1273 ГК допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения. Таким образом, по общему правилу, возможна запись концерта исключительно в личных целях, т.е. для личного просмотра в кругу семьи. Короткий ролик, который был смонтирован и размещен в социальной сети, может рассматриваться в качестве самостоятельного аудиовизуа льного произведения (ст. 1263 ГК), автором которого является Дима. Если этот ролик не содержит исполненных на концерте произведений (их частей), то его распространение в социальной сети должно признаваться правомерным. Если в ролик включены исполненные на концерте произведения (полностью или в части), то для распространения ролика через Интернет Диме необходимо получить согласие правообладателей. Что касается продажи записей школьного концерта, то данные действия являются неправомерными. Так, в результате д анных действий происходит воспроизведение произведений посредством создания их копий на материальных носителях (дисках), которое осуществляется не в личных целях (п. 1 ч. 2 ст. 1270 ГК), а также их распространение путем продажи их экземпляров (подп. 2 п. 1 ст. 1270 ГК). Указанные действия могут оСашасуществляться только с согласия правообладателей (п. 1 ст. 1229 ГК). Что касается смежных прав, то продажа дисков с записью концерта также нарушает права исполнителей, поскольку является воспроизведением записи исполнения (подп. 4 п. 2 ст. 1317 ГК) и распространение такой записи путем продажи (подп. 5 п. 2 ст. 1317 ГК). Аргумент Димы, что в социальных сетях часто появляются фотографии и видеозаписи с ним, не является оправданием, поскольку его присутствие на фот ографиях и видеозаписях не значит, что он является обладателем прав на последние. Размер стоимости дисков с записью концерта также не имеет значения. Учебный кейс №2 «Сюрприз на турнире» Однажды молодого человека по имени Саша пригласили участвовать в другой город на турнир видеогеймеров. Он дошел до финала и имел все шансы на победу. В финальном состязании организаторы турнира предложили участникам новую, недавно вышедшую игру. Во время е е презентации Саша с удивлением увидел себя на экране. В игру каким - то образом попала запись с «Битвы музыкантов», где Саша пел вместе с одноклассниками. Самое неприятное, что по задумке номера на Саше был клоунский нос. На «Битве» задумка номера была ясна и судьям, и зрителям, но здесь, в видеоигре, герой с таким носом выглядел невероятно глупо. Сходство Саши с экранным героем сразу же заметили окружающие и, конечно же, не поскупились на насмешки. Расстроенный и обескураженный, Саша не смог пройти дальше первого уровня и покинул турнир. На выходе из зала в вестибюле он увидел, что новую игру организаторы еще и продавали по цене 1500 руб. за диск. Разве эти люди никогда не слышали об авторском праве и авторских вознаграждениях? И неужели нельзя было хотя бы зарисовать красный нос в фотошопе? Ему ничего не оставалось делать, как ехать обратно домой и размышлять над тем, как эта запись попала в руки создателя видеоигры. Ответа Саша не знал, но в одном был уверен наверняка: никто никогда не спрашивал у него разрешение на использование вне школы этой записи с его участием. Теперь Саша хотел бы добиться изъятия из продажи копий видеоигры или хотя бы получить возмещение за неправомерное использование его образа. Для этого ему нужно ответить на следующие вопросы . Какие законы были нарушены? Кто нарушил законы: создатель видеоигры, создатель записи или ее распространитель? Что нужно сделать, чтобы прекратить нарушение его прав создателями видеоигры? Ответы и комментарий к Учебному кейсу «Битва музыкантов» В данном случае затрагиваются авторские права на произведение (текст и музыку песни Саши с одноклассниками) и смежные права (права исполнителей песни, в частности, одного из них, Саши). На основании п. 1 ст. 1259 ГК к объектам авторских прав также относятся програ ммы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Игра является программой для ЭВМ и представляет собой произведение, в которое включены иные произведения. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме, иные лица не могут его использовать без согласия правообладателя. Таким образом, песня не могла быть включена в игру без согласия правообладателей. Что касается смежных прав, т.е. прав исполнителей песни, в том числе Саши, то с огласно ст. 1317 и ст. 1229 ГК исполнителям принадлежит исключительное право использовать исполнение, а иные лица не могут этого делать без их согласия. Помимо этого, согласно подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК у исполнителей имеется право на неприкосновенность испо лнения, т.е. право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть, в частности, от внесения в запись изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Таким образом, какие - либо изменения, которые извращают смы сл исполнения, в частности путем изменения контекста, в котором исполнитель имеет на себе тот или иной актерский реквизит, что влияет и на восприятие исполнения, является неправомерным. В данном случае, как авторы текста и музыки песни, так и исполнители, в частности, Саша, могут предъявить требования к создателям компьютерной игры и ее распространителям. Учебный кейс №3 «Бомбы по сходной цене» Меня зовут Антон, мне 16 лет. С детств а я увлекаюсь компьютерами и видеоиграми, главным образом, благодаря папе: он работает в IT - компании и, как раз, участвует в разработке компьютерных игр. Семь лет назад с папиной помощью я сделал свою первую игру – совсем простую и детскую. Папа меня много му учил, и постепенно я стал разрабатывать игры более сложные и интересные. Я многое узнал о процессе создания игр, прочел много книг и журналов по технологиям их программирования, и недавно сделал игру сам, без помощи папы. Название игры - «Stick Bombs» (по своей идеи чем - то похожа на «Halo», но действие происходит не в будущем, а в прошлом – в Первую мировую войну). Я включил в игру несколько фантастических персонажей , для звукового фона выбрал серф - панк (специально купил несколько дисков). Получилось очень эффектно! Я потратил на создание игры несколько месяцев. Когда наконец работа была закончена, я показал игру родителям и одному однокласснику – Мише. Игра ему очень понравилась, и он попросил копию, чтобы играть дома. Я не возражал. Через три дня я узнал, что Миша стал продавать копии моей игры в школе. Он не поставил меня в известность, не спросил разрешения. Более того, он говорил всем, что именно он разработал игру. Вся школа с восторгом обсуждала «Stick Bombs», но никто не знал и не верил, что со здатель игры – я. Когда я потребовал от Миши объяснений, он сказал, что поступает в рамках закона. По его словам, если я официально не регистрировал свои права на игру, она мне не принадлежит, и он может как угодно ею распоряжаться. У меня такое чувство, ч то меня обокрали. Я отдал столько времени и сил этой работе, приложил все свои накопленные умения, всю фантазию, а теперь не могу даже называться автором своей игры. Есть ли способы восстановить справедливость? Неужели Миша прав, и игра мне не принадлежит, пока у меня нет официального документа? А что, если Миша зарегистрирует права на мою игру вперед меня? Ответы и комментарий к Учебному кейсу «Битва музыкантов» На основании п. 1 ст. 1259 ГК к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, кот орые охраняются как литературные произведения. Компьютерная игра является разновидностью программы для ЭВМ. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких - либо и ных формальностей. Таким образом, авторские права принадлежат Антону просто по факту создания игры. К ним относятся личные неимущественные права, в частности право авторства (т.е. право называться автором произведения) (п. 1 ст. 1265 ГК). Помимо этого, ему принадлежат исключительное право на произведение, т.е. право использования его любым способом (п. 1 ст. 1229 ГК). К ним относятся, в частности, право на воспроизведение произведения (создание копий игры) (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК) и право на распространен ие путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или экземпляров (подп. 2 п. 1 ст. 1270 ГК). На будущее Антону можно порекомендовать уделять внимание защите его авторских прав как на стадии создания программы, так и при ее обнародовании. В частности – указать себя в качестве автора в самой программе, например, включить в нее раздел «правообладатели». При распространении программы – указывать себя в качестве ее автора и распространять через надежные источники. Дополнительная опция – зарегистрировать свои права на программу в Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности), такая регистрация не обязательна для Антона, но она поможет ему доказать принадлежность прав на программу. Если своевременно не предпринять мер по защите прав на прогр амму Антон рискует тем, что его труд может быть незаконно присвоен недобросовестными лицами. Как уже отмечалось, в настоящее время нет обязательной регистрации компьютерных программ, регистрация носит добровольный характер. Если же Миша зарегистрирует ком пьютерную программу в добровольном порядке, то Антон вправе будет оспорить такую регистрацию. При этом Антону придется доказать, что именно он является автором программы. В то же время Антону необходимо понимать, что к нему самому могут быть предъявлены тр ебования от правообладателей на музыкальные произведения, которые были включены в игру, поскольку он не спрашивал их согласия на такое использование музыкальных произведений. Приложение 2 Оценка полученных данных Имя, фамилия ________________________________________ Дата:______________________________ 1 . Интеллектуальная собственность это: a) все ваши идеи; b) все, что вы знаете; c) результаты интеллектуальной деятельности; d) не знаю. 2. Ваш лучший друг предлагает вам скачать из Интернета пиратскую версию компьютерной программы, которая вам нужна для выполнения школьного задания. Чьи права это может нарушить? a) права вашего друга; b) права вашего учителя; c) права производителя компью терной программы; d) ничьи, потому что это свободное использование объектов авторского права. 3. Законодательство в сфере охраны авторских прав: a) охраняет права авторов произведений т.д.; b) предусматривает наказание тех, кто крадет чужие идеи; c) об еспечивает получение прибыли от продажи интеллектуальной собственности теми, кому она по праву причитается. 4. Какой из перечисленных ниже объектов интеллектуальной собственности охраняется авторским правом? a) картина; b) песня; c) роман; d) все вышеп еречисленные объекты. 5. Если вы хотите использовать сделанные не вами цифровые фотографии на вашей странице социальной сети ВКонтакте, вам следует: a) преобразовать вашу веб - страницу из публичной в приватную (т.е. разрешить доступ к ней лишь определе нному кругу пользователей); b) попросить разрешение фотографа (иного правообладателя); c) указать ссылку на страницу фотографа в социальной сети ВКонтакте; d) вам нельзя использовать чужие цифровые фотографии. 6. При создании сценария к любительскому не коммерческому фильму, предназначенному для размещения на личной странице в сети Интернет вы можете использовать части чужого сценария, если вы: a) укажите имя сценариста; b) создадите сценарный материал, который немного отличается от оригинального сценария (добавлена новая сцена, немного измены диалоги героев); c) возьмете за основу принципы построения чужого сценария и на их основе разработаете собственный сценарный материал; d) верно a, b и c. 7. Копирование и обмен без согласия автора найденными вами в Интернете видеоматериалами является нарушением закона. a) да; b) нет. 8. Что из перечисленного ниже является примером интеллектуальной собственности? a) книги и журналы; b) онлайновые компьютерные игры; c) созданные вами литературные сюжеты; d) все вышеперечисленное. 9. Может ли интеллектуальный/творческий труд быть более сложным и затратным, чем труд физический? a) да; b) нет. 10. Компьютерная игра перестает быть объектом интеллектуальной собственности, если на упаковке нет знака авторского пр ава ©. Верно ли такое утверждение? a) да; b) нет. Ответы и комментарии к приложению 2 «Оценка полученных данных» 1 - c : согласно п. 1 ст. 1225 ГК интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности, а также прира вненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (например, товарные знаки и знаки обслуживания). Перечень результатов интеллектуальной деятельности дан в указанной выше с татье ГК. Более подробно правила охраны каждого из результатов интеллектуальной деятельности раскрыты в соответствующих параграфах и главах Раздела 4 ГК. 2 - c: на основании п. 1 ст. 1259 ГК к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются законом как литературные произведения. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК использование интеллектуальной собственности, если такое использование ос уществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную законодательством, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем п равообладатель, без его согласия допускается ГК. Согласно п. 2 ст. 1270 ГК использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, воспроизведение произв едения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. При этом запись произведения на электронном носителе (например, внешнем носителе информации), в том числе запись в память ЭВМ, также считается вос произведением, кроме случая, когда такая запись «является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего с ведения» (например, при выполнении программы ЭВМ может самостоятельно загружать часть программы в оперативную память или во временный файл на жестком диске и удалять их после завершения работы программы). В данном случае есть два фактора, по которым исполь зование программы будет незаконным. Во - первых, когда мы говорим, что программа скачана с «пиратского» Интернет - ресурса, то подразумеваем, что она распространяется без согласия правообладателя. В этой связи сохранение учеником копии программы на жесткий ди ск (иной информационный носитель) уже рассматривается в качестве нарушения прав на программу. Во - вторых, описанный в задаче способ использования программы не подпадает ни под один из случаев свободного использования произведения, предусмотренных статьями 1274 и 1280 ГК. В особенности учитывая, что данные способы свободного использования сформулированы применительно к экземплярам произведения, правомерно выпущенным в гражданский оборот. В задаче же речь идет о скачивании с «пиратского» ресурса, т.е. из неза конного источника. 3 - a: законодательство в сфере охраны авторских прав, в первую очередь, направлено на охрану прав авторов произведений. Оно не может предусматривать наказание за кражу чужих идей, поскольку идеи, методы, принципы не охраняются авторским правом. Получение прибыли от продажи интеллектуальной собственности теми, кому она по праву причитается, не является первоочередной задачей законодательства, его цель – установить порядок, урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с создан ием и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Вопросы получения прибыли в большей мере регулируются договорами между авторами, правообладателями и пользователями; законодательство здесь лишь очерчивает рамки дозволенного и запрещенного. 4 - d : согласно п. 1 ст. 1259 ГК объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Все перечисленное в вопросе является произведениями. 5 - b : что касается фотографий, то они являются произведениями и охраняются авторским правом (исключительные права могут принадлежать как самим фотографам, так и иным лицам, например, информационным агентствам). Размещение фотографий в сети «Интернет» представляе т собой доведение до всеобщего сведения (так как любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору) и является использованием, охватываемым исключительным правом правообладателей. В отношении объектов ав торских прав это указано в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК, объектов смежных прав – в подп. 7 п. 2 ст. 1317 ГК. Поэтому такое использование возможно только с согласия правообладателей в отношении фотографий (абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК). 6 - c: согласно п. 1 ст. 12 59 ГК объектами авторских прав являются сценарные произведения. На основании п. 1 ст. 1270 ГК автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. На основании подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК использованием является перевод ил и другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Таким образом, подготовка нового сценария не должна быть воспроизв едением (т.е. копированием) или переработкой чужого сценария без согласия его автора. При этом авторское право не ограничивает вас в использовании идей, методов или принципов при создании собственного сценария. 7 - a : видематериалы, которые передаются в се ти «Интернет» охватываются охраной, предоставляемой в рамках авторского права, посокльку они являются аудиовизульными произведениями (ст. 1263 ГК). В данной ситуации само по себе копирование видеоматериалов (т.е. воспроизведение аудивизуального произведени я (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК)), а также их последующая передача иным лицам, т.е. распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК) будет нарушением прав правообладателей, поскольку являю тся видами использования произведения, осуществление которых на основании п. 1 ст. 1229 ГК возможно только с согласия правообладателей. 8 - d : согласно п. 1 ст. 1225 ГК интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности, а та кже приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (например, товарные знаки и знаки обслуживания). 9 - a: интеллектуальный труд может быть более сложным и затратны м, поскольку может включать в себя работу сотен специалистов на протяжении долгого времени, а также подразумевать вовлечение значительных денежных ресурсов. Например, на написание книги у автора могут многие годы, при этом автор может столкнуться с необход имостью изучения сведений из архивов, рассказов очевидцев событий и т.д. 10 - b : на основании п. 1 ст. 1259 ГК к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. В соответствии со ст. 1271 ГК прав ообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких - либо иных формальностей. отсутств ие знака охраны авторского права ни в коей мере не умаляет юридических гарантий, которые предоставляются авторам и иным правообладателям в силу закона.