Урок русского языка по теме Устойчивые выражения (4 класс)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 ст.Брюховецкой
муниципального образования Брюховецкий район






Урок русского языка по теме:
«Устойчивые выражения»
4 класс


Учитель: Елена Алексеевна Копаева











Тема урока «Устойчивые выражения»
Задачи урока:

Закреплять умения:
- понимать значение устойчивого выражения,
- использовать устойчивые выражения в речи,
- подбирать антонимы,
- находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение.
Формировать
познавательные УУД:
– умение работать с фразеологическим словарем;
коммуникативные УУД:
- умение работать в паре, осуществлять взаимопроверку;
регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, проводить самопроверку, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык» ав. Н.А.Чуракова, ч.3 (с. 29–31); ч.2, «Словарь устойчивых выражений»; Тетрадь на печатной основе 2 (с.17 - 20).


Этап работы
Содержание этапа

1.
Организационный момент.
Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Настрой на урок


2.
Формулирование задач урока.
Цель: формировать умение определять задачи урока.
1. Создание проблемной ситуации.
К.Чуковский “От трех до пяти”.
Четырехлетняя девочка спросила у матери – Скоро наступит лето? – Скоро, -ответила мама.- Ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!
– Почему так произошло? Чего не знала девочка? – Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?
2. Определение задач урока с опорой на формулировку темы в учебнике.

3.
Изучение учебного материала.
Цель: познакомиться с новым термином










Цель: учиться понимать значение фразеологизма.














Цель: учиться понимать значение фразеологизма, проводить самопроверку по словарю.

1) Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения.
(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 6000 фразеологизмов)
Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.
Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.
Например, не верить своим ушам – удивляться, бить баклуши – лентяйничать.

2) Учебник стр.29 упражнение 23 (устно.) Заменить выделенные слова (словосочетания) подходящим по смыслу устойчивым выражением из списка:
неуютно - не в своей тарелке,
нигде не было – след простыл,
не заставлял рассказывать - не тянул за язык,
легко и непринужденно
· - как рыба в воде.
Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.
3) Упражнение 24.Объяснить письменно значения устойчивых выражений, используя их синонимы из списка слов.
Точить лясы – означает болтать.
Набить карманы – означает разбогатеть.
Навострить лыжи – означает убежать.
Со всех ног – означает быстро.
Клевать носом – означает дремать.
Поднять на ноги – означает вылечить.

4) Тетрадь на печатной основе упражнение 16.
Выбрать из списка подходящее по смыслу устойчивое выражение и вставить в предложения в нужной форме.
1.Довольно тебе бить баклуши, пора делом заняться.
2.Догадался Заяц, что Лиса его водит за нос.
3.На лугу весной одуванчиков пруд пруди.
4.Ворона – птица любопытная. Вечно сует нос в чужие дела.
5.Мышонок стал как вкопанный и с ужасом смотрел на кота.
Проверить правильность выполнения задания по фразеологическому словарю.


4.
Закрепление учебного материала
Цель: использовать устойчивые выражения в речи,
подбирать антонимы.

Цель: находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение.

Цель: выбирать задание определенного уровня сложности.
1)Упражнение 25. Работа в паре.
Закончить устойчивое выражение, используя слово-антоним.
Нет худа без добра; вдоль и поперек; ни жив ни мёртв; вопрос жизни и смерти; более или менее.
Составить предложения с получившимися
фразеологизмами.
2) Упражнение 26.
Найти фразеологизм сел в галошу и из списка словосочетаний выбрать близкое по значению словосочетание попасть в неловкое положение.
Выполнить взаимопроверку в паре.
3)Самостоятельная работа по уровням.
1-й уровень (карточка зеленая) Обращаясь к словарю, записать фразеологизм по его значению.
Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______________ (водой не разлить)
Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному__________ (не верить своим ушам)
Позволить себе говорить лишнее___________ (дать волю языку)
2-й уровень – (карточка желтая). Выписать предложения с фразеологизмом.
К ужину отец убил двух зайцев. Вася решил сразу убить двух зайцев, изучая историю по английскому учебнику. Больной находился в тяжёлом состоянии, жизнь его висела на волоске.
Пушинка висела у него на волоске. Таня наступила на одни и те же грабли и ушиблась. Таня решила не наступать на одни и те же грабли и честно во всем призналась.

5.
Рефлексия
Цель: осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами. Запишите в тетрадь подходящие утверждения:
1. Я бил баклуши.
2. Я витал в облаках.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я ломал голову над заданиями.

6.
Домашнее задание
Цель: закрепить умение работать с фразеологизмами.

Тетрадь на печатной основе упражнение 14.




15