Урок русского языка 4класс Устойчивые выражения пнш


Урок русского языка «Устойчивые выражения». 4 класс. УМК "ПНШ"

Учитель Надыбина Р.А. МОУ ГСОШ г. Калязин филиал д. Василёво.
Задачи урока:
– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их значении в речи, в работе с текстами;
Формировать
– умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение; познавательные УУД:
– пользоваться фразеологическим словарем (устойчивых выражений);
– преобразовывать информацию; коммуникативные и личностные УУД:
– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. I.
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Орг. момент, мотивация
Цель: настроить на организованное начало урока
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Создадим хорошее настроение , улыбнёмся друг другу,
настроимся на организованное начало урока;
Вспомним, как надо работать, чтобы всё понять, многое успеть и получить удовлетворение от урока. Улыбаются друг другу, учителю и
гостям.
Красиво и правильно рассаживаются.
Отвечают: быть внимательными, слушать друг друга, уважать чужое мнение, активно работать, выражать свою точку зрения, соблюдать во всём порядок Регулятивные – организовывать своё рабочее место.
Коммуникативные- участвовать в диалоге.
Личностные – определение основных правил поведения на уроке,
Освоение личностного смысла учения
Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
Цель: способствовать созданию условий для развития орфографического навыка
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!
На доске записан афоризм:
“Как богад руский езык!
Как многа внем медких слоф!”
– Предложите задание.
Цель: работать над развитием орфографического навыка
Открыли тетради, записали число.
Доказать правильность написания.
Записать в тетрадь, исправляя ошибки.
Познавательные – ориентироваться в системе знаний, сравнивать, анализировать, применять знания .
Регулятивные – контролировать свою деятельность.
Постановка проблемы
Цель: - способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;
- активизировать соответствующие мыслительные действия.
Николай Сладков "Три загадки"
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
(А вы разгадали, что это за загадки?)Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.
Цель: осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу
Я думаю, что одну и ту же мысль можно выразить по – разному
Я думаю, что это крылатые выражения, и мы будем говорить о них и выяснять их значения.
А я считаю, что они называются устойчивыми выражениями.
Познавательные – самостоятельно предполагать и находить, какая информация нужна для решения данной проблемы,
определять цель урока, отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные – участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения
Поиск решения проблемы
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление
Физкультминутка
Самостоятельная работа по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности
Цель: формировать самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; соотносить то, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Откройте Словарь устойчивых выражений и посмотрите, каким научным словом он теперь
называется.
Где вы можете найти разъяснения фразеологизмов?
Слайд

Так как же нам узнать откуда произошли эти выражения:
Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.
Вы знаете?
Возьмите словари и разгадайте наши загадки.
Цель: создать условия для формирования понятия значения фразеологизма и
правильного употребления их в речи.
1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»
Стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.
2) упр. 24. Письменно объяснить значения выражений, используя их синонимы из списка слов.
Цель: расслабление и отдых
Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
Цель: закрепить полученные знания
Работа в печатной тетради
Выбрать из списка подходящие фразеологизмы и вставить в предложение в ножной форме.
Цель: применение новых знаний и повторение ранее изученного
Вставить пропущенные буквы в отрывок Б. Заходера «Почему рыбы молчат»
Цель: Самооценка результатов деятельности
Вспомним, какую цель ставили на уроке?
Что такое фразеологизмы?
Какие фразеологизмы вы запомнили?
Где можно узнать значение фразеологизмов?
В чём испытывали затруднение?
Не зная значения фразеологизмов, будет ли понятен их смысл?
Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
Оцените свою работу на уроке.
Продолжить фразы:
Слайд
На уроке я
узнал…
понял…
научился…
Цель: - формировать знания о фразеологических оборотах,
- развивать способности к анализу, синтезу.
Уч. 2 часть стр. 190
Фразеологический словарь.
В словарях
В словарях устойчивых выражений или фразеологических.
Дети ищут и зачитывают.
1. Где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"
2. Лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами- связаны с
животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
Цель: учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.
Неуютно – не в своей тарелке.
Нигде не было – след простыл.
Не заставлял рассказывать – не тянуть за язык.
Непринуждённо – как рыба в воде.
Упр. 24
В результате работы у школьников появляется следующая запись:
Точить лясы болтать.
Набить карманы разбогатеть
Навострить лыжи убежать
Со всех ног быстро.
Клевать носом дремать.
Поднять на ноги вылечить
(взаимопроверка)
Цель: показывать части тела, которые соответствуют фразеологизмам
Цель: совершенствовать умение работать по образцу

П.Т. стр.19-20 №16
Цель: повторить ранее изученные орфограммы, используя фразеологизмы.
П.Т. стр.17-18 №14
Проверка по слайду
Цель: оценить свою работу на уроке, соотнести цель и результаты работы
Познакомиться с фразеологизмами.
Устойчивые выражения.
В словарях.
Дети поднимают ладошки : 5 пальцев – 5, 4 пальца – 4 и т.д.Личностные- оценивать жизненные ситуации.
Познавательные- анализировать и делать выводы, использовать словарь, находить общее и различное.
Коммуникативные – слушать и понимать других,
Оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные - ориентироваться в учебнике, преобразовывать и информацию и заполнять её в виде таблицы.
Личностные- применять, полученные знания на практике, формирование интереса к учению.
Регулятивные- использовать в работе простейшие инструменты (линейку).
Коммуникативные- выполнять различные роли в группе, умение договариваться.
Регулятивные- соотносить задание с образцом.
Познавательные- отбирать нужную информацию.
Личностные- вырабатывать критерии оценки своей работы на уроке, развивать дальней шее желание учиться.
Коммуникативные - аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные – определять самостоятельно критерии оценивания.