Урок русского языка на тему Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному (9 класс)


МОАУ СОШ с. Светиловки
Урок по русскому языку в 9 классе
Тема: Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Подготовила Василенко Л.П., учитель
русского языка и литературы.

Светиловка, 2014 год
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных
предложений к главному.
Цели: изучить роль указательных слов и особенности присоединения придаточного предложения к главному; развивать синтаксические, пунктуационные и орфографические навыки учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Организационный момент.1. Эмоциональная зарядка.
Мы должны внимательными быть,
Горячо родной язык любить,
Чтобы правильно читать, писать и говорить.
2. Раздача тетрадей с опросом по подчинительным союзам и союзным словам в СПП.
3. Вопросы учащихся по домашнему упр.81 с.43-44.
II. Изучение нового материала и закрепление.
1. Тема и цели урока.
2. Чтение учащимися п.207 в учебнике «Теория».
3. Составление опорной схемы (работа в тетрадях для опорных схем).
Указательные слова в СПП
↓ указат.слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и др.) исп-ся в
главном предл-ии ↓каким членом предл-ия явл-ся указат.слово→ такой вопрос к придаточному→такой вид придаточного предл-ия ↓служат для связи главного и придаточного предл-ий ↓выделяют в главном слово (словосочетание), которое поясняется придаточным.
4. Чтение учащимися п.208 в учебнике «Теория».
5. Составление опорной схемы (работа в тетрадях для опорных схем).
Присоединение придаточного предложения к главному в СПП
↓ присоединяется союзами (союзными словами)
↓ по смыслу придаточное поясняет
↙ ↓ ↘
1 член глав.предл-ия словосочетание всё глав.предл-ие (одно слово)
6. Минута релаксации. Музыка для релаксации. Дождь. (Видео.)
Дожди, как люди, совершенно разные...
Дожди, как люди, совершенно разные...И повод разный, по какому льют,А души у дождей всегда прекрасные...Поэтому всегда их люди ждут.Дожди бывают от любви счастливые...Дождинки самоцветами горят...Дожди такие, самые красивые.И так к лицу им праздничный наряд.Бывает, засмеется дождик весело...Протянешь к небу руки... нет его!И солнышко свои лучи развесило,А по  земле тепло... как молоко...А иногда дожди бывают грустные...Случается, что на душе печаль...Дожди такие, очень людям нужные,Пройдут тихонько, чтобы не мешать...Бывает, что дожди прольются грозами...Как слезы градом, льются в три ручья...Дожди такие людям небом посланы,Чтоб бед не натворили сгоряча.
7. Упр. 83 с.44-45. (1-ое предложение – синтаксический разбор.)
8. Буквенный диктант.
с/с – сложносочинённое предложение,
с/п – сложноподчинённое предложение,
с/б – сложное бессоюзное предложение.
1/ Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.
2/ Родина с нами, и мы не одни.
3/ Рванул ветер, и в воздухе закружилась снежная пыль.
4/ Он точно знал, что в лесу лежат глубокие сугробы.
5/ Все реки ведут в море, все дороги ведут в Москву.
6/ Беседа коротает дорогу, песня – работу.
7/ Бела береста, но дёготь чёрен.
8/ Для того ведь и созданы крылья, чтобы каждый из нас полетел.
9/ Надо выйти за калитку, чтобы увидеть чистое поле и лес.
10/ Ночь была тёмная, по небу двигались лохматые тучи.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
с/п с/с с/с с/п с/б с/б с\с с/п с/п с\б9. Вывод и итоги.
III. Домашнее задание.
1. Выучить схемы (п.207, 208).
2.Упр. 87 с.47.
IV. Рефлексия.