Статья Уголок уединения в детском саду (из опыта работы)


Уголок уединения в детском саду (из опыта работы)
Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. В приоритете сегодня педагогический подход, который способен раскрыть положительные стороны и потенциал ребенка, но никак не сломать его, подгоняя под шаблон и коллектив. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями. Одним из наиболее эффективных инструментов для оптимизации работы и управления психической нагрузкой на ребенка являются уголки уединения в детском саду.
В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, когда дети находились в подготовительной к школе группе. Этот уголок стал для детей местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить возникшие негативные эмоции. Здесь дети отдыхают от занятий, могут помечтать наедине с собой, почитать, поиграть.
«Уголок уединения» решает сразу несколько задач:
- организовывает работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- создает положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- предупреждает непомерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Зона уголка располагается у нас в укромном месте, в углу игровой комнаты в виде полупрозрачной ширмы. Там много мягких подушек, на которых дети могут лежать и отдыхать. В уголке достаточно много игр и игрушек, на полумягкий коврик.
Игрушки, материалы и оборудование для создания психического равновесия, которые размещены у нас в уголке уединения:
- для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме: стаканчики для гнева (красивый темный стаканчик, в который ребенок может выговорить всю злость и гнев); «Коврик злости» - колючий коврик, о который ребенок вытирает ноги до тех пор, пока у него не улучшится настроение;
- для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, релаксации, снятия напряжения: песочные часы, зеркало настроения с альбомом с лицами, изображающими разные эмоции; ребенок, листая изображения, «примеряет» каждую эмоцию к своему лицу, анализируя при этом, какая мимика его выражает больше; небольшой стенд с фотографиями детей; клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания); игры для развития мелкой моторики (пуговицы - нанизывание, перебирание по форме, по цвету; шнуровка); игра на тактильные ощущения, мячики - ёжики; подушки - «подушка-плакса», «подушка-думка», «подушка для битья»; кубик настроения, на гранях которого изображены различные эмоции; кукла, сшитая из ткани; пазлы мозаики, бумага, карандаши, книги; семейный альбом, «волшебный» телефон для звонка маме; - для обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр: «Коврик дружбы», «Коробочка примирения», пальчиковый кукольный театр, «Книга доброты» со сценками хороших поступков; картотека «мирилок»;
- для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей: медали, игрушки - обнимашки;
-для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде: «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».
При правильной организации уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того, поможет детям разобраться во всем спектре чувств, которые они испытывают.