Роль элективного курса «История в лицах» в становлении гражданской позиции школьников


Роль элективного курса «История в лицах» в становлении гражданской позиции школьников.Старыгина Наталья Евгеньевнаучитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №4 с УИОП» Элективные курсы выполняют три основных функции: a) Одни из них могут выступать в роли "надстройки", дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. б) Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. в) Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу "Информационный бизнес" или "Экология", а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс "Зарубежная литература XX века". Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор); наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год; содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно: знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).Элективные курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям: Элективный курс по истории Россиидля 9-го класса «История в лицах» В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей. Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития Цель данного курса – попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь идёт и о тех и о других. Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских и советских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций по курсу:Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. Данная программа рассчитана на 10 часов. И должна быть реализована в три этапа. Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров. Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945ггУчёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв. научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», « Учёные»научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике, представленной в учебной программеВторой этап носит практический характер.Его главной целью является: индивидуальная работа с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихсяТретий этап -Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках;-Обучить правилам ведения учебной дискуссии;-Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;-Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;Требования к данному элективному курсу лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера«Круглый стол» лекции с элементами беседы практическое занятие по составлению синхронистических и типологических таблицФормы занятий учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для хрестоматии по выбранному ими объекту изучения; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля ХХ века; учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат В результате работы позволят им работать с разными видами документов и таблицпо-новому посмотреть на роль личности в истории государствасформировать собственное мнение по объекту изученияподготовить публичное выступление на итоговую конференциюЗнания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса Учебный процесс Артемов В.А., Васецкий Н.А. исторические портреты. –М.: Просвещение, 1993. Актуальные проблемы новейшей истории / под ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1991  Загладин Н.В. История Отечества. XX век: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. / Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко и др. М.: Русское слово, 2004.  Гринин Л.Е. О роли личности в истории // Вестник РАН. – 2008. - №1.  Элективные курсы по истории России. Сборник. – М.: Глобус, 2009 Интернет-ресурсыЛитература и источники. Спасибо за внимание!