Проект Моя малая Родина как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 комбинированного вида»






Проект «Моя малая Родина»
как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников




Выполнила: Швайко Зоя Анатольевна
Воспитатель
Второй младшей группы



Севастополь
2016г.
Актуальность
проекта

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Тематическое поле

Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;
Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;
Расширение кругозора.





















I – этап проекта
(организационно-подготовительный)

цель проекта:
Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
задачи проекта:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

участники проекта:
дети 2 младшей группы;
воспитатели;
родители.

вид проекта:
групповой;
творческий.

срок реализации:
октябрь-январь

Сценарий совместных действий
по решению задач
(основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей), презентация проекта.

описание продукта:

Презентация «Моя малая Родина»;
Оформление альбома «По знакомым местам»;
Выставка рисунков (родителей);

ожидаемый результат

Для детей:
Интерес к родному городу;
Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок;
Умение определять наименование родственных отношений между близкими и членами семьи;
Активизация словаря детей.
Для родителей:
Желание родителей заниматься изучением истории своего города;
Желание участвовать в жизни детского сада.


Формы работы

Развлечения и праздники;
Конструирование;
Посещение памятника Горпищенко П.Ф;
Сюжетно-ролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна!»
Подвижные игры;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание песен, стихов;
Беседы.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»; «Наша родина Россия»
Изготовление «цветка имени»;
Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;
Презентация проекта «Моя малая Родина».

Работа с педагогами

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
Презентация проекта «Моя малая Родина».

II – этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
технологическая карта
Образовательная область
Вид детской деятельности
Содержание деятельности

Физическая культура
Двигательная активность
П/игры «Бабушкины игры»;
Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и озера»

Речевая
Беседы, чтение художественной литературы
Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;
Отгадывание загадок

Познание
Познавательно-исследовательская
Занятия: «Любимый город», «Путешествие кораблика»,


Художественно-эстетическая
Продуктивная, музыкально-художественная
Рисование: «Мой дом»;
Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;
Аппликация: «Флаг моей Родины»,
Игра на народных уинструментах;
Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во поле береза стояла»;
Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»

Социально-коммуникативная
Игровая, коммуникативная
Д/игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой город», «Путешествие по малой Родине»; «Собери флаг России»
С/р. «Семья»;


дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:

Использование интернет ресурса:
«Мультимедийная презентации»
«Моя малая Родина»

материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:

иллюстрации;
фотографии;
художественная литература;
DVD диски.

результативность проекта:
У детей раскрылись патриотические чувства;
Активизировался словарный запас детей, память;
Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т.д.;
Дети научились узнавать знакомые здания и улицы родного города.


















используемая литература:
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.
Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

использование интернет ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

приложения
Развлечение «Поселок, в котором я живу»;
Развлечение «Путешествие по лесной дорожке и знакомство с лесными жителями»;
Интегрированное занятие в I младшей группе «Путешествие на паровозике»;
Развлечение «В гости к нам пришла Дуняша» в I младшей группе;
Конспект «Зайчик в гостях у ребят»;
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей I младшей группы «Мы едем-едем-едем в далекие края»;
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей I младшей группы;
Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»;
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание».
15