Урок патриотического воспитания в начальной школе Моя семья — мое богатство.


Урок патриотического воспитания в начальной школе «Моя семья-моё богатство»
Автор: Семенова Елена Сергеевна ,учитель начальных классов, специалист ІІ категории, Красноармейская ОШ, село Красноармейское, Новоазовского района.
Цель:
Коммуникативные:
- учить детей любить свой народ, свой край и свою Родину;
-уважать и принимать ценности семьи и общества;
-развивать любознательность, активность и заинтересованность к окружающему миру;
-развивать умение владеть основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
-развивать умение отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные:
-формировать основы гражданской идентичности;
-формировать чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю;
-осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к окружающим людям, товарищам, одноклассникам;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье и её членам.
Ход урокаІ. Организационный момент.
Я узнал, что у меня есть огромная семья.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это все мое родное
Это Родина моя, всех на свете люблю я!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о семье? И чтобы лучше понять , что такое семья, давайте с вами подберем слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
Метод «Ассоциативный куст».
Семья: - радость; любовь; смех; понимание; доверие; тепло; счастье.
-А теперь давайте послушаем стихотворение о семье.(читает подготовленный ученик)
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле.
ІІІ. Основная часть урока.
Слово учителя.
-Да, действительно, семья это счастье! Но чтобы семья была счастливой, нужно стараться для этого всем членам семьи. Не у всех людей получается создать счастливую семью, чувствовать заботу, теплоту и любовь. А причина этому – вы узнаете , когда отгадаете слово.
Метод «Составь слово».
1-я буква: первая буква в слове – это мы слышим в лесу (эхо)
2-я буква: последняя буква в слове «рог»;
3-я буква: похожа на бублик (О)
4-я буква: буква, которая нас объединяет (И)
5-я буква: буква, которая похожа на цифру 3 (З)
6-я буква: начало слова «Мама.
-Это слово «Эгоизм». В словаре С.И.Ожегова слово «Эгоизм» объясняется так:
- «Эгоизм – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Беседа.
А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему? (дети высказывают своё мнение и делают вывод)
К счастью нас окружают не только эгоисты, но и люди совершенно другого склада «Альтруисты»
«Альтруисты – это люди, которые готовы бескорыстно делать все для других людей».
Такие люди есть и в нашей жизни – это наши родители. Они готовы помогать нам всегда и везде , не требуя от нас что-то взамен.
Решение проблемной ситуации.
Все знают сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Это сказка про девочек Рукодельницу и Ленивицу.
-Чем отличалось поведение этих двух девочек? (ответы детей)
-Каким ребенком считаете вы себя? На какую из двух девочек похожи вы, по отношению к своим родителям?
-Как вы думаете, из кого вырастет настоящий человек?
-Вы должны знать, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они подарили нам самое главное – жизнь. Именно родители – самое ценное в нашей жизни.
Валеологическая пауза «Большая семья»
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я: Мама – красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа – силач, спортсмен – удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка сними – старушка жила, целыми днями вязать могла!
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка. Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал: солнце, и тучка, и дождик идет…Но и малыш иногда устает.
Жил в той семье пушистый котенок, маленький, очень подвижный ребенок!
Спинку любил выгибать и мурлыкать, и поцарапаться, даже пофыркать.
В семействе огромном щенок еще был, хвостиком так повилять он любил.
В семье той большой не умели скучать – вечером пилит с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора заканчивать стихотворенье!
6. Воспитывающие ситуации.
-Мы живем среди людей и пользуемся общепринятыми правилами поведения в обществе. Но приходя домой, мы тоже не должны забывать о правилах поведение с семье.
Метод «Корзина идей»
-перед вами лежат листочки и ручки, а на столе стоит корзина. Я вам предлагаю написать правила поведения в вашей семье и кинуть в нашу корзину. (результаты зачитываются учителем)
-А теперь хочу предложить вам испытание: на моем столе лежат карточки с заданиями разного вида. Вы должны выйти и решить проблемную ситуацию очень быстро. Если класс одобряет ваше решение проблемы, то поднимает руки. Значит, вы справились с заданием. Если же нет, то дети помогают друг другу.
…Итак, обычный вечер. Ты уже сделал уроки. Включил музыку или компьютер с любимой игрой и отдыхаешь. И тут начинается.
Ситуация №1.
«Сынок, вынеси мусор!»- попросила мама.
Ситуация №2.
«Доченька, пособирай своих кукол!» - сказал папа.
Ситуация №3.
Бабушка заглянула: «Продень нитку в иголку – глаза совсем не видят».
Ситуация №4.
«Пойди выгуляй собаку!» - попросил папа.
Ситуация № 5.
«Вымой посуду и подмети на кухне!» - просит мама.
Ситуация № 6.
«Помоги сделать уроки!» - просит младшая сестренка.
-Молодцы! Вы справились с заданием отлично.
7. Работа в группах.
-А теперь я хочу, чтобы мы с вами составили синквейн про семью. Если вы забыли, как составляется синквейн, то у каждого на столе есть схема составления синквейна с примером.
Правила составления синквейна (у детей на партах)
1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Дети работают в парах.
Ознакомление с результатами.
ІV. Заключительное слово учителя.
Наше общение подходит к концу. Обратимся к названию. Согласны ли вы с предложенным мною выражением?
В заключении хочу дать вам один совет: доверяйте своим родителям, делитель с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну. Постарайтесь не обижать их. Ведь родители – единственные на земле люди, которые самоотверженно и бескорыстно любят нас, а не это ли в нашем мире самая главная ценность?
V. Рефлексия.Полезен ли для вас был сегодняшний классный час?
О чем задумались?
Что решили?
Напишите, пожалуйста, дома мини-сочинение на тему «Моя семья».