Программа семейного и патриотического воспитания Моя семья


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонский район
Воронежская область
Программа семейного и патриотического воспитания
младших школьников
«Моя семья»
Автор: учитель начальных классов
Агибалова Т. П.
Пояснительная записка
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового патриотического воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являются стиль взаимоотношений взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внимание к его поступкам, проявление инициативы, самостоятельности, поддержание уверенности в себе.
В свою очередь содержание программы предполагает воспитание в детях уважения к старшим членам семьи, семейным традициям и обычаям, воспитание интереса к истории своей семьи, к истории своей страны, любви к своему краю . Программа предполагает также привлечение родителей в жизнь учреждения образования, активное использование потенциала семьи в осуществлении всестороннего развития детей. Этому способствует разработанная в программе стратегия взаимодействия родителей, детей и педагогов в процессе реализации программы.
Программа реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности.
1. Основные направления программы:
Нравственно-интеллектуальное воспитание.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучение народных семейных традиций.
Воспитание любви к родному краю.
2. Цели программы:
укрепление престижа и роли семьи в обществе, возрождение семейных традиций и повышение уровня педагогической культуры родителей;
воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
3. Задачи программы:
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
коррекция семейного воспитания;
пропаганда и возрождение семейных традиций;
организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
4. Содержательные линии программы:
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
5.Принципы реализации.
Программа реализуется на принципах
системности,
природосообразности,
гуманного отношения к детям,
уважения к старшим,
на основе бережного отношения к личности ребенка,
учета его индивидуальных особенностей.
6. Участники программы:
учащиеся класса;
родители; бабушки, дедушки;
педагоги; администрация школы.
7. Формы работы : классные часы, беседы, конкурсы, викторины, праздники, коллективные творческие дела, выставки, экскурсии, деловые игры, исследовательская деятельность, анкетирование, тестирование.
8. Этапы реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Программа реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 год - «Идем навстречу друг другу - Идем в одном направлении».
год - «Моя родословная»
год - «Семья крепка традициями»
год - «Моя семья – моя Россия».
9. Технологии:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
10. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
11. Критерии эффективности:
Памятка – ориентир для 1, 2, 3 классов:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; -понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения; -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
Памятка – ориентир для 4 класса:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Примерное содержание программного материала
1 класс
Тема: «Идём навстречу друг другу –
Идём в одном направлении.
№ Тема Дата проведения
I Давайте познакомимся
1
2
3
4
5 Родительское собрание «Давайте познакомимся»
Выборы родительского комитета и
распределение обязанностей.
Посещение семей с целью
обследования жилищно – бытовыхусловий.
Оформление уголка для родителей.
Сбор материала, разработка сценариев, положений.
Сентябрь
Сентябрь
1 четверть
1 четверть
В течение года
II Работа с семьёй
1
2
3
4
Анкетирование родителей.
Паспортизация семей.
Характеристика семей.
Работа с нестандартными семьями. Октябрь
Октябрь-ноябрь
Декабрь
В течение года
III «Век живи – век учись»
Педагогическое просвещение родителей 1
2
3
4 Родительские собрания:
«Трудности адаптации
первоклассников в школе»
«Папа, мама, я - читающая семья»
«Как помочь ребенку стать
внимательным?»
«Перелистывая страницы учебногогода» Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Май
IV На досуге
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Праздник «Здравствуй, школа!»
День осенних именинников.
Утренник «Посвящение в ученики»
Новогодний праздник
День зимних именинников.
Веселые старты.
Утренник «Мамин день»
День весенних именинников.
Праздник «Прощание с 1 классом» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
v Хочу всё знать
1
2
3
4
5
6
7
8
Классный час. Кто я, какие мы?
Беседа. Режим дня.

Государственные символы России.
Классный час.
Кто, кто в моем доме живет?
Беседа

Труд в почете любой! Мир профессий большой.
Игровой классный час
Рисуем милой мамочки портрет
Конкурс рисунков
Беседа. Я на бабушку похожа
Вежливые слова
Беседа, игровой тренинг. Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Март
Апрель

2 класс
Тема «Моя родословная».
№ Тема Дата проведения
I Начинаем год 1
2
3
4
5 Выборы родительского комитета.
Обновление списков учащихся по социальным категориям.
Посещение семей.
Обновление уголка для родителей.
Сбор материала, разработка сценариев, положений.
Сентябрь
Октябрь
В течение года
Октябрь
В течение года
II Моя родословная 1
2
3
4
5
6 Изучение истории своей семьи
Составление генеалогического древа
Рассказы о своих предках
Детство наших бабушек и дедушек
Устный журнал
Оформление альбома «Моя семья»
Подведение итогов конкурса «Откуда я родом»
1 четверть
Ноябрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
III «Век живи – век учись» Педагогическое просвещение родителей
1
2
3
4
5 Родительские собрания:
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…»
«Причины и последствия детской агрессии»
«Успешность обучения младшего школьника»
«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка»
«Во что играют наши дети»?
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Май
IV На досуге 1
2
3
4
5
6
7
8 Участие в проведении «Дня здоровья».
Утренник «Осень золотая»
Конкурс на лучшую новогоднюю
игрушку.
Праздник русских традиций «Деревенские посиделки» первой оценки.
«Быстрее, выше, сильнее» -
спортивные соревнования.
Праздник «Поговорим о маме»

Оформление цветника
Трудовое дело.
Классный час. Тепло родного очага.
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
Май
V Хочу всё знать
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. Беседа

Зачем человеку семья
Диспут
Краеведение. Из истории Воронежского края

Береги природу. Создание «Красной книги 2 класса».
Классный час «Письмо моей маме».
«Наши земляки – герои войны»
История школы
Классный час
«Конституция – основной закон государства»
Урок защиты природы «Экология. Что это»?
Рисуем милой мамочки портрет
Конкурс рисунков
Профессии в моей родословной. Кем были? Кем станем?
Классный час.
Мир природы «На лесной полянке»
Экскурсия-тренинг поведения
Наша Родина Россия. Классный час.
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.
Беседа

Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
Май

3 класс
Тема «Семья крепка традициями»
№ Тема Дата проведения
I Начинаем год
1
2
3
4
5 Отчет родительского комитета и
выборы нового, распределение
обязанностей.
Посещение семей.
Внесение изменений в списки и
паспортизацию семей
Обновление уголка для родителей.
Сбор материала, разработка сценариев, положений. Сентябрь
В течение года
Октябрь
Октябрь
В течение года
II Семья крепка традициями
1
2
3
4
5
6
7
Оформление выставки «Наше семейное
хобби»
Сочинение на тему «Тайна моего имени»
традициями»
Семейные чтения (с привлечениемшкольного библиотекаря).
Составление письменного рассказа на тему «Интересный случай из жизни моих родителей»
«Из бабушкиного сундучка» -
представление блюд по традиционным семейным рецептам
Детство наших бабушек и дедушек
Устный журнал
"Наша семья и ее традиции" творческий проект Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
III «Век живи – век учись» Педагогическое просвещение родителей
Родительские собрания:
«Значение семейных традиций и
формирование у ребенка желания
трудиться»
«Как воспитать толерантного человека»?
«Здоровье наших детей. Воспитание
гигиенической культуры»
«Как преодолеть застенчивость и
неуверенность ребенка?»
«Десять ошибок в воспитании, которые
все когда-либо допустили» Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Май
IV Коли все вместе – так и душа на месте
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 Праздник первого звонка.
«Слава нашей стороне – слава нашей старине»- праздник русских традиций.
День матери.
Как украсить дом к Новому году.
Урок творчества
«Пахнет елкой» - новогодний праздник.
«Сильные» смелые ловкие» - веселые
Эстафеты
Праздник «Мы кому букет подарим?»
Участие в проведении «Дня здоровья».

«Ярмарка талантов» - семейная конкурсная программа.
Организация трудовых десантов детей и родителей в рамках экологического месячника

Оформление цветника
Трудовое дело.

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Май
Май
V Я – исследователь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Зачем человеку семья
Классный час – диспут

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России
Народные промыслы России.
Классный час.
Природа Воронежской области.
Интеллектуальная игра, работа с картой.
Краеведческая викторина. Знаете ли вы?

Сельские профессии
Деловая игра.

Вот моя деревня, вот мой дом родной.
Игра-путешествие.
Из бабушкиного сундука.
Праздник-выставка.
Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос).
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Беседа
«Гордость нашей родни». Сочинение.
«Если бы я был(а) мамой, папой»
Сочинение

Сентябрь
В течение года
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
2 четверть
3 четверть
4 класс
Тема «Моя семья – моя Россия»
№ Тема Дата проведения
I Начинаем год
1
2
3
4
5
6 Отчет родительского комитета и выборы нового, распределение обязанностей.
Посещение семей.
Обновление документации.

Оформление классной комнаты.
Работа с нестандартными семьями.
Сбор материала, разработка сценариев, положений. Сентябрь
В течении года
Октябрь
Октябрь
В течение года
В течение года
II Папа, мама, я – дружная семья
1
2
3
4
5
6
7
Семейный калейдоскоп (интересные факты из жизни семьи).
«Когда все вместе»
Конкурсная семейная программа
Оформление альбома «Семейный калейдоскоп»
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой
Устный журнал
Вот моя деревня, вот мой дом родной.
Игра-путешествие.
Участие в проведении «Дня здоровья».
Организация трудовых десантов детей и родителей в рамках экологического месячника Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
III «Век живи – век учись» Педагогическое просвещение родителей
1
2
3
4
5 Родительские собрания:
«Воспитание сознательнойдисциплины»
«Учим детей общению» - развитие
коммуникативных способностей.
«Значение памяти в интеллектуальномразвитие младших школьников»
«Трудовое воспитание в семье»
«О воспитании любви к природе» Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Апрель
IV На досуге всей семьёй
1
2
3
4
5
6
7
8 «Осенний бал»
Конкурс на лучшую поделку изприродного материала.
Новогодний праздник.
Как украсить дом к Новому году.
Урок творчества
Спортивный праздник, посвященный
Дню защитника Родины.
Масленица.
Папа, мама, я – спортивная семья.
Спортивный праздник.
Праздник «Прощай, начальная школа!» Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
V Я – исследователь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

Детство наших бабушек и дедушек
Устный журнал
Сочинение "Родительский дом - начало начал
История моей семьи в истории ВОВ
Проектная деятельность.
Памятники культуры и архитектуры города Воронежа.
Игра-путешествие.
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой
Экскурсия в города Воронежской области (по выбору).
Поездка-экскурсия.
История Воронежской области в истории России. Беседа

Русь, Россия, Родина моя
Праздник
Экологические проблемы моего края
Святые места Воронежского края
Заочное путешествие

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.
Трудовое дело.
"Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом".
В течение года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
Май
Май