Доклад по теме самообразования Воспитание гражданской позиции младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 г. Иркутска





Доклад по теме самообразования:

Воспитание гражданской культуры младших школьников
на уроках и во внеклассной работе.











Учитель начальных классов
Суровцева Е. В.











2013-2014 учебный год




Воспитание гражданской культуры младших школьников
на уроках и во внеклассной работе.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.
В программе модернизации российского образования обозначены приоритеты исторической подготовки подрастающего поколения как будущих граждан обновлённой России. На мой взгляд, усвоение учащимися гражданской культуры сегодня – одна из ключевых задач современного обществоведческого образования. Её решение – важное условие формирования в России развитого гражданского общества.
По словам В.В.Путина «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
Всё это побудило определить инновационные подходы к использованию содержания общеобразовательных дисциплин в процессе формирования у учащихся гражданской культуры. Сущность подходов заключается в приобщении учащихся к социокультурным ценностям, формировании у них толерантности, уважения к своему народу, его судьбе, культуре, равно как и к другим народам, окружающим нас, развитии творческой активности учащихся, обозначаемой в теории и практике педагогики таким понятием как креативность.
Основная идея воспитания, по моему мнению, заключается в том, что воспитать гражданина с большой буквы можно лишь тогда, когда он будет творческой личностью, критически мыслящим и социально ответственным человеком.
Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания социально активного, нравственно полноценного и физически здорового подрастающего поколения. Один из путей к этой цели – воспитание гражданской культуры учащихся.
Школа XXI века вошла в новое тысячелетие с непредсказуемой фазой развития общества, с плюралистической, свободноизбираемой идеологией. А это значит, что сформировалась новая информационная среда, требующая интенсивной работы ума, развитого интеллекта, рациональности в трудовых и личных отношениях. Наступило время не только торжества человеческого разума, но и высокого развития духовных и нравственных качеств личности.
Обучая и воспитывая, учитель становится посредником в непрерывном потоке развития умственных способностей детей, с развитием их чувств, впитывая которые ученики вступают в мир сложных человеческих отношений. К тому же переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании выдвигает на первый план такие важнейшие качества личности, как национальная самоидентичность, гражданская ответственность, духовность и культура, толерантность в поведении и общении.
Я сторонница принципа единства обучения, воспитания, изучения личности ребенка. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд, и помочь им разобраться в окружающей жизни, это дать добрый совет, воспитать в них чувство гражданственности и патриотизма, любви к родине, основанной на воспитании национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с культурой семьи, языка, родного города.
На сегодняшний день одной из самых актуальных задач учителя я считаю необходимость помочь учащимся обрести уважение к национальным достоинствам каждого народа. Формируя гражданственность и этнотолерантность через познание внутреннего мира различных народов, через дружеский настрой к людям другой национальности, уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта, учитель развивает собственный мир ребёнка. Он становится богаче, полнее, интереснее. В национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «...система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Гражданское образование - непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения. Гражданственность - наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. Поэтому, чтобы получить эффект от гражданского образования в средней школе, гражданское воспитание должно включать заботу о подготовке почвы для этого в начальной школе. Вот почему необходимо единство учебной и внеклассной работы с 1 по 11 класс, чтобы соблюсти последовательность ступеней, постепенность в усложнении материала, чтобы подняться от чувственно-эмоционального к рационально-логическому восприятию предлагаемых к освоению тем.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Начальное образование закладывает основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
В наше противоречивое время проблему формирования гражданственности можно успешно решать в учебно-познавательной деятельности, где идет постоянное духовное обогащение и обновление ученика и учителя, когда закладываются основы любви к семье, к своей стране, к окружающим близким и не очень близким людям.
Разрабатывая модель гражданского воспитания на начальном этапе, я пришла к выводу о том, что в основе всей работы должен быть национально-региональный компонент содержания образования. Гражданственность, патриотизм начинаются с любви к своей малой родине, к своему родному краю. А можно ли развить чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни. Воспитание гражданской культуры предусматривает включение в учебно-воспитательную работу местный материал с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников; природе родного края. Национально-региональный компонент обладает тем творческим потенциалом, который воздействует на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Один из первых уроков, с которого начинаю учебный год в 1 классе, - «Урок гражданина». Задача урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине. Знакомлю с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности и права гражданина».
Далее с национально-государственной символикой учащиеся знакомятся на ставших уже традиционными «Уроках России» и «Уроках гражданина».
Для первоначального знакомства с понятиями «права и обязанности» разговор на 1 уроке 1 сентября идет о важном для каждого ребенка событии - с сегодняшнего дня они ученики, школьники. Разъясняю детям, что они как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы - вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников - старательно учиться. Подчеркиваю, что кроме права на учебу у школьников есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми; должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Важно, чтобы дети поняли, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за свое поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью.
Формируемые в младшей школе общеучебные и творческие умения имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с литературным чтением, русским языком, математикой, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
В основе обучения и воспитания, я уверена, должна лежать идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина - нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом обучения и воспитания.
Большую роль в воспитании играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Курс «Окружающего мира», изучаемый младшими школьниками, знакомит детей с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, включает элементарные знания о государстве, демократии, правах человека, правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны.
На уроках математики очень уместным считаю привлечение задач основным смыслом которых будет не только вычисления, но и получение новой необычной информации по географии, истории, культуре нашего города, нашей страны.
Сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет мне эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, конструкторов, писателей, художников, композиторов и др. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.
Реализуя идею становления гражданственности, на уроках использую различные формы, методы и приемы обучения.
Национально-региональный компонент имеет не только образовательную, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием и может стать ядром воспитательной системы начальной школы, оказывает положительное влияние на личностное развитие младших школьников, повышается их познавательная активность, развивается эмоциональная сфера, дети стремятся к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи, построенных на основе нравственных ценностей.
Ребята очень любят обобщающие уроки, которые носят игровой характер, уроки - праздники «Будь природе другом», «День именинника», «Пернатые друзья», где вовлечены все ученики и их родители; это уроки - путешествия, уроки - экскурсии, уроки - фестивали, уроки - ярмарки, уроки - игры, например, «Улицы города», «Сигналы светофора» , «Звездный час», «Поле чудес» с различными темами, уроки-мастерские, где рождается позитивное отношение к процессу учения; у ребят развивается любознательность, интерес к окружающему миру и способность взаимодействовать с ним. Объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении обобщающих уроков и мероприятий помогает сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой.
Многолетняя практика подсказывает мне, что в наше время воспитание маленького гражданина надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так же не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми, кому плохо, - вот над этим я постоянно работаю с детьми. Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи я решаю совместно с родителями.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение.
Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и придти к выводу - все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд.
Я поняла и осознала - ЧТО есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников.
Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям детей.


15